Первым делом, еще до вступления в должность, вам нужно изучить список работников и по возможности запомнить, кто есть кто и как кого зовут. Это нужно для того, чтобы при знакомстве с вашими новыми сотрудниками вы уже представляли, кто чем занимается, и не обращались к людям со странными возгласами типа "Эй, ты!" или "Ты, который сидишь у окна". Для закрепления знакомства стоит рассказать о себе, своем опыте работы и навыках. Ваши работники должны понимать, что пришел человек, который может им что-то дать в профессиональном плане.
РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
Если вы пришли на место человека, который сделал шаг вверх по карьерной лестнице, то вам следует в первую очередь проанализировать результаты его деятельности. Впоследствии их можно разделить на две части: те вещи, которые он делал хорошо, и те, которые у него не очень получались. После чего следует сделать выводы и не повторять ошибок предшественника.
Вам нужно проанализировать работу всего отдела и найти решения для повышения ее эффективности. Для обсуждения, конечно же, нужно пригласить работников, отвечающих за эти направления. Если у вас есть опыт в аналогичной области, стоит посоветоваться с новыми подопечными, как его лучше, на их взгляд, применить на данной должности. Будьте откровенны. В тех случаях, когда вы уверены в себе и в том, что верно разобрались в ситуации, лучше сразу сказать: "Я знаю, как решить проблему, потому что..." и привести конкретные аргументы. Таким образом, вы расскажете коллегам о вашем личном опыте, продемонстрируете свои сильные стороны. В случае, когда вы не уверены в своих силах и познаниях, призовите на помощь подчиненных. Ваши сотрудники понимают, что быть экспертом во всем и знать все тонкости работы вы не можете, точно так же, как их не может знать никто. Поэтому, если у вас возникают трудности с тем или иным направлением, возможно, стоит привлечь знающих людей со стороны, чтобы всем вместе, включая подчиненных, разобраться в ситуации и найти решение.
СВОЙ В ДОСКУ
Среди ваших новых подчиненных стоит найти двух-трех неформальных лидеров отдела и выстроить с ними партнерские отношения. Как правило, это те, кто лучше других справляется со своей работой, дольше всех работает и больше разбирается в том, чем занимается отдел. Поговорите с ними откровенно: "Вы уже давно тут работаете, к вашему мнению прислушиваются. Я буду признателен, если вы мне поможете разобраться в ситуации".
Ваши новые сотрудники также рассчитывают, что вы сможете решить проблемы отдела на уровне высшего руководства компании. Дайте понять, что вы обладаете достаточным влиянием в компании, чтобы закрыть ту или иную проблему в работе людей или всего подразделения. Кому-то недоплачивают, кому-то не дают отпуск, вашему отделу не достается канцелярских принадлежностей или премий. Поговорите с подчиненными, пусть они и настороженно к вам относятся, но о бедах и трудностях все равно расскажут. Примите к сведению, выясните, чего они уже давно добиваются, но никак не могут получить. Если у вас получится решить эту проблему, то уважение подчиненных вам обеспечено.
В любой сложной ситуации вам нужно на первых порах обязательно обсуждать пути решения задачи с работниками. У них наверняка есть свои варианты и предложения, и их обязательно нужно выслушать. Если это входит в сферу ваших полномочий, введите в отделе традицию совместных мероприятий. Ничто так не сближает коллектив, как поездка, например, на пикник или на игру в пейнтбол. Станьте "своим" среди подчиненных, и они вас будут уважать.
Никогда не скупитесь на похвалу, рассказывайте вашим подчиненным, чего вы все вместе добились в масштабе компании, каждый сотрудник должен знать, что он делает и какие результаты приносит его работа.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Тамара Петоян, вице-президент по работе с персоналом компании "Ренессанс страхование", Тимур Соколов, управляющий партнер компании ClubConsult.