"Как говорил классик, в России две проблемы, но мы пока займемся одной из них" - так прокомментировал журналистам повестку дня помощник главы государства Александр Абрамов. А если говорить серьезно, то Минтранс подготовил программу развития отрасли, рассчитанную до 2025 года, которая и была представлена президенту. Министр транспорта Игорь Левитин в своем докладе, в частности, видит главную задачу - снизить в ближайшие годы количество аварий на 40 процентов, построить и реконструировать 446,16 тысячи километров дорог. Он также предложил взимать плату за пользование магистралями. В планах министерства и введение сборов с тяжелых автомобилей, и передача придорожной полосы в распоряжение Росавтодора.
Главный принцип нового документа - пользователь платит при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог. "Мы хотим сделать дорогу услугой", - заявил Левитин.
Министр подчеркнул, что такая мера не повлечет дополнительных трат для автомобилистов. "Сейчас владельцы автомобилей и так платят транспортный налог, но никто не обременен отслеживанием, на какие цели эти деньги тратятся. К тому же пользователи платят за плохое качество дорог проколотыми шинами и стоянием в пробках", - пояснил глава Минтранса. Игорь Левитин сообщил, что решение правительства по платным дорогам ожидается в течение этого месяца.
Когда номер нашей газеты был уже подписан, заседание президиума Госсовета в Ярославле продолжало свою работу.
ВЗГЛЯД ИЗ АВТО
На президиуме Госсовета решили поддержать программу по реформированию отрасли и выделить на дорожную сеть казенные деньги. По планам Минтранса, на строительство новых и приведение в порядок старых дорог до 2025 года надо потратить свыше 50 триллионов рублей.
Но сразу предупреждаем: рядовым автомобилистам тоже не стоит расслабляться. Потому что по ходу реформирования отрасли предлагается перейти на ее финансирование по принципу "платит тот, кто пользуется". Как накануне откровенно заявил министр Игорь Левитин, "мы хотим сделать дорогу услугой".
Бездорожье давно стало тормозом экономики. В мегаполисах автомобили часами простаивают в пробках, за городом разбивают автомашины на колдобинах. Сегодня на всю огромную Россию около 45 тысяч километров федеральных автодорог - два раза съездить до Владивостока и обратно. Неудивительно, что главные магистрали перегружены, больше трети дорог требуют реконструкции и модернизации. Не говоря уже о том, что по смертности на дорогах - 35 тысяч человек - мы впереди планеты всей.
Словом, все согласны: дороги надо строить. Но вопрос: почему за это должен платить тот, кто по ним ездит? Ведь даже в таких развитых странах, как Германия, где люди живут не в пример богаче, всего несколько небольших участков, где за проезд по дороге надо платить. У нас министерство планирует дополнительные ежегодные поступления в госбюджет в размере около 100 млрд. рублей, которые будут тратиться на дорожные нужды. Правда, министр попытался успокоить автолюбителей, заявив, что это в основном будут деньги придорожного сервиса, компенсации за использование тяжелого транспорта, транспортный налог и определенная часть от автомобильной страховки. Но, как известно, налог и страховой полис из своего кармана оплачивают именно автолюбители. К тому же известны планы строительства платных автодорог, где деньги будут собирать со всех, кто по ним едет.
Остается добавить, что Минтранс предлагает штрафы за нарушения ПДД также использовать на повышение безопасности дорожного движения. Получается, если гаишники перестануть брать взятки и примутся честно писать протоколы за каждое нарушение, то мы скоро начнем ездить по отличным дорогам - ровным, освещенным, с аккуратной разметкой. Правда, как показывает статистика стран ЕС, на таких дорогах водители правила не нарушают. А инспектора дорожного движения там живут на зарплату.