КИТАЙ ЖДЕТ СВОЕГО ГАГАРИНА

Поднебесная замерла в ожидании эпохального события - полета первого китайского "тайконавта" (от китайского "тайкун" - космос). На космодроме "Цзюцюань", что в провинции Ганьсу на северо-западе страны, уже завершены последние приготовления к запланированному на 15 октября запуску пятого по счету космического корабля из серии "Шэньчжоу" ("Божественный челн").

Центральное китайское телевидение планирует вести прямой показ этого грандиозного момента в более чем пятитысячелетней истории Срединного государства. Имя китайского Цзяцзялина (так звучит переиначенная на здешний лад фамилия Гагарина) еще не известно, но можно смело утверждать, что ему уготованы лавры супергероя - по крайней мере для пятой части человечества.
Еще в мае 1958 года Мао Цзэдун заявил на весь мир о намерении Китая стать космической державой. "Большой скачок" в космос растянулся на долгих двенадцать лет и свершился 24 апреля 1970 года, когда Китай вывел на орбиту спутник с революционным названием "Дунфанхун" ("Алеет Восток") и стал пятой страной мира (после СССР, США, Франции и Японии), запустившей на околоземную орбиту искусственный летательный аппарат. Тогда же из тысячи лучших военных летчиков были отобраны 19 кандидатов на подготовку к полету в космос. Однако в условиях повсеместной разрухи и хаоса, вызванных бесчинствами хунвейбинов, программу пилотируемых полетов вскоре пришлось свернуть. Как минимум на два десятилетия фокус космической программы сместился в сферу запуска спутников.
Через пять лет - в ноябре 1975 года - Китай вышел на рубеж, позволяющий возвращать выведенные на орбиту летательные аппараты. За три десятилетия китайцы вывели на орбиту в общей сложности 77 спутников, в том числе 27 - иностранных. К слову, сегодня на Китай приходится до десяти процентов мирового рынка коммерческих запусков искусственных летательных аппаратов.
"Проект-921" - такое кодовое название получила программа подготовки человека к полету в космос, реанимированная в Китае в январе 1992 года. "Знаковый" этап наступил спустя семь лет - 20 ноября 1999 года, когда ракета-носитель "Великий поход" вывела на околоземную орбиту "Шэньчжоу-1" - прототип пилотируемого корабля серии "Божественный челн". Утверждают, что столь поэтичное название придумал сам тогдашний китайский лидер Цзян Цзэминь.
Первый полет длился 21 час и завершился благополучным приземлением спускаемой капсулы в пустынных степях Автономного района Внутренняя Монголия. Тогда китайская пресса скупо поведала о некоторых подробностях околоземного рейса, упомянув о наличии на борту различных биоорганизмов. Впрочем, имена китайских лаек, белок и стрелок, если таковые летали в космос и, главное, их участь оставались неизвестными широкой публике ни тогда, ни в январе 2001 года, когда в течение недели Землю обогнул 108 раз второй корабль из той же серии - "Шэньчжоу-2". Весной прошлого года наступил черед "Шэньчжоу-3". Покружив с неделю вокруг Земли, он благополучно вернулся назад. Как следовало из официального коммюнике, корабль успешно выдержал все эксперименты, связанные с обеспечением жизнедеятельности человека в космосе.
К тому моменту в тренировочном учебном центре под Пекином проходили подготовку 14 "тайконавтов", прошедших жесткий отбор из почти двух тысяч кандидатов-офицеров ВВС НОАК. Личности этих "финалистов" до поры до времени держатся в строгом секрете. Известно лишь, что у каждого за плечами более тысячи часов налета, средний возраст - 30 лет, рост - 170 см, а вес - 65 кг. Есть еще одна деталь - как минимум двое из них прошли полный курс подготовки в Звездном городке под Москвой. По сообщениям китайской прессы, все "тайконавты" воочию наблюдали за приземлением в начале января этого года в монгольских степях корабля "Шэньчжоу-4" и успешно выдержали контрольные тесты на случай внештатных ситуаций.
Между тем успешное завершение очередной космической экспедиции позволило руководителям китайской программы пилотируемых полетов официально объявить о том, что на борту пятого "Божественного челна" в космос отправится человек. Таким образом, КНР станет третьей страной после России и США, способной самостоятельно осуществлять программу пилотируемых космических полетов - свидетельство не только великодержавных амбиций, но и высокого уровня развития науки и техники, а также солидной материальной и финансовой базы.