Троллейбус вообще-то считается достаточно безопасным видом транспорта. Тем не менее за последние 6 месяцев в тульских троллейбусах получили травмы 17 человек. Большинство аварий происходит по причине скверного технического состояния машин. Их постоянно ремонтируют: средний износ составляет 70 процентов. Но даже исправные троллейбусы зачастую простаивают в депо, потому что нет водителей. Многие уезжают в близкую Москву, где за ту же работу платят в разы больше. Неопытные водители нередко становятся причиной ЧП на линии.
Устранить главные причины аварий городским властям и транспортному предприятию не по силам и не по средствам. Потому и надумали страховать пассажиров. Итак, с 1 октября согласно решению местных властей и страховщика (им стал Тульский филиал открытого страхового акционерного общества "Россия") проводится эксперимент, причем своеобразный. Пассажир не заключает никакого договора и не платит взноса, как это делается в авиации и на железнодорожном транспорте. То есть плата за проезд не повышается. Одна поездка, как и раньше, стоит 3 рубля. Но застрахованным считается только тот пассажир, который купил билет непосредственно у кондуктора. С 1 октября кондуктор работает в каждом троллейбусе, и приобретенный у него билет становится страховым документом. На абонементные талоны и проездные билеты нововведение не распространяется. Все документы, позволяющие ездить бесплатно, "страховыми полисами" не являются. Если льготник (а их 64 категории, среди которых - пенсионеры, школьники, военные, работники прокуратуры) хочет быть застрахованным на поездку в троллейбусе, он должен купить у кондуктора билет. Не бред ли?
- В данном случае, - поясняет директор "Тулгорэлектротранса" Николай Салищев, - ответственными сторонами выступают страховщик (Тульский филиал "России") и наше предприятие. Пассажир - третье лицо. Мы его страхуем, а не он себя. Если нововведение приживется, будем думать о расширении числа застрахованных пассажиров.
Допустим (конечно, не дай Бог), произошла авария - и что? Выдадут пострадавшему страховку? Сначала с зажатым в руке билетом надо обратиться к водителю или кондуктору. Травма должна быть зафиксирована на месте происшествия. Потом в медучреждении специальная комиссия оценит полученные увечья. Минимальная сумма страховки - 500 рублей, а "потолок" (это при получении инвалидности I группы) - 10 тысяч рублей.
За год в тульских троллейбусах получают травмы примерно 30 - 35 человек. Пусть каждому в среднем начислят по 5 тысяч рублей. Итого - 175 тысяч. Эта сумма составляет лишь четверть стоимости капремонта одного троллейбуса. Выходит, страховать пассажиров для управы Тулы и МП "Тулгорэлектротранс" гораздо выгоднее, чем тратить деньги на ремонт подвижного состава и приобретение новых троллейбусов. А объявив проездной билет еще и страховым документом, вроде бы сняли с себя ответственность за пассажиров, которые рискуют здоровьем, садясь в старые троллейбусы. Выходит, тульские чиновники не столько пассажиров страхуют от травм, сколько себя - от неприятностей.
Для большинства же туляков эксперимент - очередная пустая, явно не от большого ума, чиновничья затея.