На экраны выходит самый скандальный фильм года – «Временные трудности»
У создателя этого опуса (режиссер, он же соавтор сценария Михаил Расходников) трудности свои. Они начались на фестивале «Кинотавр». Там фильм вызвал скандал — вплоть до обвинений авторов в фашизме. Лично я с такими размашистыми оценками не спешил бы и жесткие ярлыки на художественное произведение не навешивал. Но картина и впрямь содержит этический изъян, который может породить весьма горькие последствия — уже за пределами зрительного зала.
Фильм рассказывает историю мальчика Саши (героя в детстве играет Илья Рязанов), который родился с ДЦП. Отец (Иван Охлобыстин), знатный сталевар, отказывается принять болезнь сына как суровую данность. Мол, нет никакой тяжелой болезни, есть временные трудности. Далее отец с неизменно жестокой миной на лице, которое ни разу не согреет луч любви и нежности, требует от больного, скованного параличом ребенка жить так, как если бы он был абсолютно здоровым.
Лечебный (он же педагогический) метод отца незамысловат, как кухонная скалка. Не можешь сам поднять с пола упавшую ложку — останешься без обеда. Не можешь зашнуровать ботинки перед походом в кинотеатр — обойдешься без кино. Не можешь вынести ведро с мусором на улицу — этот самый мусор отец вывалит тебе на постель, предварительно пустив на металлолом инвалидную коляску...
Саша растет в условиях этой жесткой «терапии» и постепенно закаляется, как сталь, которую неутомимо варит его огнеупорный отец. Пренебрегая насмешками и издевательствами сверстников (однажды его подвешивают за шкирку в гардеробе), мальчик становится лучшим учеником школы, получает путевку в «Артек», бойко лабает ударником в музыкальном ансамбле и подторговывает выполнением домашних заданий для двоечников.
Апофеоз отношений отца и сына наступает ближе к выпускным экзаменам, когда Саша, обретший обаятельные черты актера Риналя Мухаметова, терпит поражение в любви и от пережитого шока вновь превращается в обездвиженного инвалида. Тогда отец отвозит его в лес, относит на руках подальше от дороги, бросает на болотистую землю и произносит жестокую тираду: до дома 100 километров, хочешь жить — вставай и иди. Не можешь идти — ползи.
И Саша ползет прочь от супостата-отца по буеракам и кочкам, пока не встречает медведя (привет оскароносному фильму «Выживший»), на которого восстает со звериным рыком на устах и с топориком в руках. И медведь испуганно ретируется в кусты. А Саша уже не ползет, а идет на своих двоих по сумрачному лесу. Дальше следует ловкий монтажный стык. Герой повзрослел и практически полностью выздоровел. Теперь он лучший в стране бизнес-консультант, у него шикарная яхта и секретарша с силиконовыми губами, мечтающая выйти за Сашу замуж. Налицо все символы жизненного успеха, как его понимают авторы фильма.
Под самый финал происходит встреча героя с ненавистным отцом, который каким-то непостижимым образом из простого сталевара стал директором завода, правда, убыточного. Это затухающее предприятие как раз и призван спасти модный бизнес-консультант. Ну, сейчас герой объяснится со своим жестокосердным отцом, думает простодушный зритель, и расквитается с ним за поруганное детство. Но тут под бравурную музыку кроткая Сашина мать (Виктория Соловьева) произносит монолог во славу тирана-отца, который, по ее словам, единственный по-настоящему любил своего сына. И в итоге своей жестокой любовью исцелил его и вывел на тропу жизненного преуспеяния. В финале отец и сын застывают в крепко спаянных родственных объятиях...
Я понимаю замысел авторов. Они хотели рассказать жизнеутверждающую историю про преодоление тяжелого недуга. Про то, что ни в каких даже самых тяжелых ситуациях нельзя отчаиваться. Что в жизни всегда есть место надежде. Эти мотивы звучат в картине, и, думаю, часть публики их расслышит. Но другая часть публики увидит и услышит совсем другое.
Что тяжелая инвалидность — это не болезнь, а так, временные трудности. Что семейная тирания, каждодневная жестокость целительны, что это, оказывается, и есть высшая форма родительской любви. И что создание для инвалидов нормальных условий жизни, включающих высокотехнологичное лечение, санатории с сеансами массажа и лечебной физкультуры, специальные тренажеры, кресла и удобные пандусы, — все это ерунда на постном масле. Главное, иметь стальную волю и тирана-отца, который способен бросить тебя в лесу на съедение волкам и комарам, — и болезнь капитулирует.
Есть горькая статистика. В нашей стране 12 млн человек с разными формами инвалидности. Что касается больных с ДЦП, то многим из них не могут помочь даже самые толковые врачи и самые самоотверженные родители. По этой причине «особые» дети чрезвычайно нуждаются в ласке, любви, заботливом уходе. Воспитание через жестокость, через не могу для них попросту губительно. Да, бывают случаи счастливого выздоровления. Но они единичны и граничат с чудом. Историю такого чуда и стараются возвести в закон авторы фильма.
Легко представить, что будет, если в условиях нашей «оптимизированной», то есть недоступной для многих качественной медицины отчаявшиеся родители начнут пользоваться рецептами «исцеления», почерпнутыми из оптимистичной, а по сути, лживой экранной сказки под названием «Временные трудности».