Придет ли конец московским пробкам? И если придет, то какой?
Если бы города болели, как люди, они бы давно вымерли от тромбоза. К счастью, улицы-артерии пока могут часами выдерживать закупорку автомобильными пробками, но... Рано или поздно конец неминуем.
Каждый день на московские улицы выезжают около 3 млн автомобилей (половина принадлежат жителям других регионов). А для движения без пробок количество автотранспорта не должно превышать 500 тысяч. И хотя скорость потока благодаря отладке системы организации движения увеличилась на 12%, каждое авто в среднем едет по Москве около 80 минут в сутки, все остальное время где-то просто стоит. А если едет, то, опять же по статистике, перевозит в среднем в одной машине 1,25 человека.
Примерно так же обстоят дела в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, других миллионниках. Чуть свободнее в городах масштабом поскромнее, но надолго ли? Число легковушек стремительно растет. Как сообщают в Госавтоинспекции, в России их зарегистрировано более 56 млн. А еще 2 млн мотоциклов, 3 млн прицепов, 1 млн автобусов: За десятилетие автопарк граждан вырос на 65%. На МКАД средняя скорость движения в утренние часы не превышает 37 км/ч, а вечером — 30 км/ч. Глава столичного департамента транспорта Максим Ликсутов объясняет доходчиво: если все оставить как есть, то вы будете выезжать на работу сегодня, а приезжать домой на следующий день.
Каждая страна ищет свой рецепт от дорожного тромбоза. На пути из Балтимора в Нью-Йорк я обнаружил, что мы мчимся по одностороннему хайвею. А где же встречка? Попутчики объяснили, что она в нескольких километрах левее. Японцы, у которых земли мало, строят дороги многоэтажные. Помните, «Солярис» Тарковского начинается с фантастической картины: автомобили несутся по восьми-этажной дороге-этажерке. Снято, кстати, даже не в Токио, а где-то в провинции. В Германии уповают на строгие порядки и немецкую пунктуальность...
Кстати, в Лондоне давным-давно в газете появилась статья, где автор, опираясь на расчеты, сообщал: в скором времени движение на улицах британской столицы замрет. В те времена по городу в большом количестве сновали кебы, телеги и всадники. Естественно, улицы покрывались изрядным слоем навоза, из-за чего движение затруднялось. Казалось, все, тупик, приехали. И знаете, что случилось? Появились первые автомобили! Нечто подобное вот-вот случится и в наши дни. Только революционные перемены произойдут не на земле, а в воздухе. В небе пока места хватит на всех. Требуется лишь воздушный транспорт с вертикальным взлетом.
Думаете, я фантазирую? Нет, я просто пересказываю сообщение ТАСС: одна из московских компаний работает над созданием летающего мотоцикла и аэротакси, способных в недалеком будущем курсировать в столице. Об этом заявил руководитель столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Фурсин: «Мы на нашем стенде представляем ряд новых технологий и стартапов, один из них — грузовой дрон. Надеемся, будет уже и серийное производство».
Между прочим, внутри МКАД уже действуют полсотни вертолетных площадок, которыми пользуются главным образом спасатели. Еще 60 площадок расположены в Подмосковье, и там уже сегодня можно заказать воздушную экскурсию, аэротакси, вылет в другой город. К вашим услугам 255 вертолетов, выполняющих 1700 вылетов в год. Три года в России действует компания, занятая перевозкой пассажиров на легких вертолетах. Еще цифра: до 2020-го в городах Подмосковья с населением свыше 50 тысяч человек планируется построить 25 вертолетных площадок. Правда, цены пока кусаются: стоимость полета на вертолете с шашечками начинается с 10 тысяч рублей. Да и масштаб перевозок с автомобильными несравним. Ну так ведь еще не так давно и мобильный телефон был роскошью и экзотикой...
Так что не за горами то прекрасное раннее утро, когда вы отправитесь на ближайшую авиапарковку, запустите движок своего дрона, на навигаторе проложите маршрут, сообщите свои координаты авиадиспетчеру и вертикально взмоете к облакам. Счастливого пути!