Кинопрокатчики винят в этом неинтересные премьеры, правозащитники — слишком дорогие билеты.
С прошлого декабря, а именно в этом месяце начинается кинопрокатный год, число зрителей в кинозалах стремительно уменьшается. Эксперты «Бюллетеня кинопрокатчика» подсчитали, что в этом году в России и странах СНГ, кроме Украины, было продано 124,2 млн. билетов, что на 2,3% меньше, чем в прошлом году. Процент не очень большой, но речь идет о 3 млн. билетах, что вполне ощутимо для предпринимателей. Важен и психологический фактор. В кризисный 2009 год недопродали почти 6% билетов, в
Хотя стоит отметить, что кинопрокатчики все равно не обеднели. За год цена на билеты выросла в среднем по стране на 8% и составила 207 рублей. За счет этого их доходы в большом плюсе. Только за первые девять месяцев кассовые сборы выросли на 5% по сравнению с прошлым годом. И это с учетом того, что в прошлом году в прокат вышел суперуспешный «Аватар».
«Кинопрокатчики пока не паникуют, хотя действительно завлечь зрителя в зал становится все сложнее, — рассказывает руководитель прокатной компании „Дивиди Групп“ Андрей Колосов. — Раньше многие шли на фильмы в формате 3D, теперь же наблюдается насыщение. Стало понятно, что будущее кинопроката не за этим и объемное изображение — это просто ниша. Выбирать в дальнейшем ее будет лишь небольшая часть зрителей».
Также на выбор повлияет и цена на билеты. Сходить в кино в формате 2D в среднем в два раза дешевле. К тому же смотреть фильмы в 3D не рекомендуют очень многим: детям, пожилым, людям с ослабленным зрением и проблемами с давлением
Но снижает продажи не только поднадоевшее 3D, но и отсутствие громких премьер. Если взглянуть на список самых кассовых фильмов этого лета, то настоящих новинок там и не найти — одни сиквелы. Например, наибольшую кассу собрали «Пираты Карибского
«
По словам эксперта, свою роль сыграл экономический фактор. Оснований для роста продаж нет — кошельки россиян за год не потолстели, а цены на билеты кусаются все больше.
«В стоимость билета включен и бюджет фильма, и затраты на раскрутку, и инфляция, и еще куча различных факторов, — объясняет эксперт общества защиты прав потребителей „Общественный контроль“ Олег Фролов. — Сумма получается действительно ощутимая, что может сказываться на кассовых сборах. Но оснований полагать, что цены завышены, пока нет, за этим следит Федеральная антимонопольная служба, и прецедентов пока не было».
Зато, по мнению Фролова, вполне можно жаловаться на завышенную стоимость попкорна и напитков в кинотеатрах. Речь может идти о
«В кинотеатрах нам навязывают свои услуги, — продолжает эксперт. — Употреблять принесенные с собой напитки во время сеанса нельзя. Можно только купить их в буфете за кругленькую сумму. Это нарушает права потребителей. Сейчас мы готовим иск».
Российское авторское общество (РАО) с пониманием отнеслось к сложившейся ситуации с кинопрокатом и снизило авторские отчисления для кинотеатров. Теперь они должны отчислять в РАО не 3% от продаж, а всего 1,5%. Это позволит им сэкономить 50–60 млн. рублей в год. По идее мы можем рассчитывать на удешевление билетов на отечественные картины, но подтверждения этой информации пока не поступало.