Специалисты по парковке кораблей

В субботу на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» передаче «Послужной список» ведущие говорили о профессии лоцмана.

Сегодня суда оснащены новейшим оборудованием, однако необходимость в услугах лоцманов не отпала. Более того, капитана и компанию — перевозчика грузов штрафуют, если при заходе в порт на борт не был приглашен проводник по фарватеру.

Капитан даже лоцману — голова

На судно, запросившее лоцмана, специалиста доставляют на лоцманском боте или вертолете. Для этого капитан отправляет заявку в администрацию порта. Ночью проводника вызывают на борт голубыми сигнальными ракетами, их запускают каждые 15 минут. По прибытии специалиста ему обеспечивают безопасный подъем на корабль и питание.

Если же проводка судна длится более 12 часов, на него отправляют двух лоцманов, сменяющих друг друга. При этом капитан обязан предоставить им проживание и питание наравне с остальными членами экипажа. Вообще же лоцман может только советовать капитану, как безопасно провести судно. Но рекомендации не обязательны для исполнения: капитан может принимать самостоятельные решения. Это документально фиксируется, чтобы снять ответственность с проводника корабля.

Путь открыт для капитанов и их помощников

Лоцманы — работники с высокой квалификацией и богатым опытом работы. Согласно приказу Министерства транспорта от 1995 года проводником судов по фарватеру может быть человек, имеющий среднее или высшее судоводительское образование, диплом капитана, выдержавший испытания на знание лоцманского дела в определенном районе плавания, а также годный по состоянию здоровья для работы на судах.

Если претендент отвечает всем этим требованиям, он может смело подавать документы для аттестации на звание лоцмана. «Когда у меня родился третий ребенок, жена сказала, что мне нужно найти работу на суше, — говорит Владимир Кабанов, лоцман порта „Санкт-Петербург“, бывший капитан. — Я обратился в лоцманскую службу в Архангельске и через полтора года получил место. Потом перешел на работу в порт „Санкт-Петербург“. Полгода мне не разрешали самостоятельно проводить суда, потому что там много причалов и мелководных мест».

Английский лоцманам нужнее русского

Помимо знания акватории — фарватера, особенностей того или иного причала, а также умения общаться с капитаном — лоцману необходимо знать английский язык, который считается единым для общения на море, как для пилотов в воздухе. «Я начинал работать давно, — говорит Владимир Кабанов, — и тогда была проблема с кадрами из-за того, что не все капитаны хорошо знали английский, особенно те, которые работали на внутренних судоходных путях.

Сейчас ситуация иная: все лоцманы, работающие в крупных портах, хорошо говорят на этом языке, потому что, например, в порт „Санкт-Петербург“ подавляющее большинство кораблей заходят под зарубежными флагами».

Работай, пока работается

Лоцманы работают на своей должности, пока обладают крепким здоровьем. Специалистов проверяют на ежегодных медицинских осмотрах, по результатам которых лоцман либо допускается к работе, либо уходит на покой. Нет и минимального возрастного барьера, но нетрудно догадаться, что двадцатилетних лоцманов не может быть по определению, ведь даже самые талантливые судоводители в 28–30 лет только становятся капитанами.