В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении нашумевший законопроект «О торговле». Он запрещает торговым сетям, имеющим долю на рынке больше 25%, открывать в городе новые магазины. Эксперты считают, что эта норма лишит жителей ряда городов возможности ходить в магазины с богатым ассортиментом, а крупные сети уже грозятся уйти торговать в интернет.
Не ценником единым
Активное публичное обсуждение закона началось после того, как Владимир Путин посетил столичный магазин «Перекресток», где проверил цены на ряд товаров. К удивлению
В результате борьбе с монопольным положением в нем оказалось уделено много места. Так, согласно законопроекту торговым сетям и поставщикам продовольствия запрещается взвинчивать цены, нарушая порядок ценообразования, торговым сетям — навязывать поставщикам свои условия, брать «плату за вход». Розничным сетям также запрещается требовать с поставщиков возмещения убытков при повреждении или утрате товара, произошедших после перехода прав на товар. По замыслу законодателей, все это должно умерить темпы роста цен на продукты.
Спорная статья
После первого чтения в документе все ещё остается статья об ограничении строительства новых магазинов розничной сетью, доля которой в рамках городского округа, муниципального района или в границах Москвы и
По мнению исполнительного директора X5 Retail Group Льва Хасиса, если эта статья останется в законе, то компания будет искать другие пути расширения — к примеру, открывать
«Для резких изменений цен предпосылок нет, в целом закон нас устраивает, даже статья об ограничении расширения торговых сетей, — сказал „Труду“ исполнительный директор Ассоциации компаний розничной сети России Илья Белковский. — Мы даже предлагаем изменить условия действия этой статьи — определять законодательно долю компании и в регионе в целом».
По мнению экспертов, если закон примут, то цены в маленьких магазинах и сельскохозяйственных рынках будут держаться на уровне цен в больших супермаркетах. «Цель закона — создать рыночную конкуренцию, чтобы крупные торговые сети не устанавливали завышенные цены на продукцию, — сказал главный экономист банка Trust Евгений Надоршин. — На мой взгляд, условие ограничения открытия новых магазинов не повлияет на рост цен».
Где покупают
- 53% в продуктовых магазинах
- 16% на оптовых рынках
- 16% в ларьках
- 14% в сетевых супермаркетах
- 1% в гипермаркетах
Данные: «Ромир»