ДОКОПАТЬСЯ ДО ИСТИНЫ

Строительство тоннеля под Пушкинской площадью остается одним из самых масштабных проектов московских властей, направленных на улучшение дорожно-транспортной ситуации в городе. Неудивительно, что он привлекает к себе огромное общественное внимание. Но зачастую обсуждение планов строительства основывается не на достоверной информации, а на слухах и домыслах, обрастающих самыми невероятными подробностями. Помочь разобраться с тем, что же именно будет сделано на "Пушке", мы попросили заведующего научно-проектным отделением транспорта и дорог ГУП НИиПИ Генерального плана города Москвы Михаила Крестмейна.

- Михаил Германович, озабоченность москвичей вызывают слухи о том, что проект строительства транспортной развязки на Пушкинской площади совершенно исказит облик любимого москвичами места встреч и свиданий. Неужели это действительно так?
- Возможно, слухи распространяются потому, что при слове "тоннель" у многих возникают ассоциации с грандиозными сооружениями. На самом деле на Пушкинской площади планируется построить относительно короткий тоннель, который пройдет почти по границе площади, фактически - по касательной к ней. Подобных сооружений в Москве достаточно много: и на Садовом (например, на Триумфальной площади), и даже на Бульварном кольце - на Арбатской площади. Так что тоннель ничего не испортит, он будет только способствовать улучшению экологической обстановки, поскольку часть чрезвычайно интенсивного автомобильного движения в районе Пушкинской площади перейдет под землю. А чем меньше остановок будет делать автомобиль, тем меньше выхлопов нам достанется.
- Однако у местных жителей возникают опасения, что такая подземная стройка, которая будет вестись в чрезвычайно насыщенном зданиями и коммуникациями месте, может привести к различного рода авариям и катастрофам.
- Дело в том, что в случае с Пушкинской площадью сама география места выступает на одной стороне со строителями. Рельеф здесь такой, что Бульварное кольцо заметно приподнимается на подходах к Тверской улице, и планируемый тоннель легко "проткнет" это возвышение. Поэтому для строительства тоннеля не понадобится существенно углубляться под землю. Можно сказать, что благодаря постройке будет попросту выровнена траектория движения автотранспорта, причем без использования эстакад.
- Другой принципиальный вопрос, который волнует, наверное, всех неравнодушных москвичей, - это судьба знаменитого памятника А.С. Пушкину. Будут ли его передвигать (временно или на новое постоянное место) в ходе строительства?
- Решение о том, передвигать памятник Пушкину или оставить его на том месте, где он сейчас располагается, никак не связано со строительством транспортной развязки. Под сегодняшним постаментом памятника не планируется вести никаких подземных работ. А на противоположной стороне улицы, если они и будут вестись, то после их завершения ничто не мешает установить памятник. Поэтому принципиально памятник Пушкину может стоять как на нынешнем месте, так и на Тверском бульваре. Независимо от того, какое решение будет принято. Никаких препятствий к его исполнению нет.
- Почему вопрос о строительстве транспортной развязки на Пушкинской площади возник именно сейчас?
- В городе наконец-то начал осуществляться комплексный подход к освоению подземного пространства. Подземное строительство начинается на площади Павелецкого вокзала, на Болотной площади, на площади Тверской заставы (у Белорусского вокзала). В этом же русле и будет осуществляться строительство на Пушкинской площади.
Что касается необходимости строительства, то она очевидна даже на бытовом уровне. Центр просто задыхается от автомобильных пробок, мы живем под угрозой настоящего транспортного коллапса. Ведь проект строительства транспортной развязки возник далеко не вдруг. Еще в 2003 году мы проводили комплексное исследование организации движения в ЦАО, внутри Садового кольца. Вывод однозначен: локальные мероприятия (изменение светофорных циклов, расширение проезжей части и т.п.) на "Пушке" не помогут. Без тоннеля здесь не обойтись.
- Кроме автомобилистов, кто-нибудь выиграет от строительства на Пушкинской площади?
- Во-первых, если выиграют автомобилисты - это уже не так мало, удобнее станет всем. А во-вторых, на "Пушке" расположены три станции метро - это один из ключевых узлов Московского метрополитена, в котором интенсивно осуществляются пересадки. Если две из этих станций ("Пушкинская" и "Тверская") еще более или менее связаны между собой, хотя и не очень удобными переходами, то станция "Чеховская" в настоящее время совершенно на отшибе. В результате осуществления проекта мы получим единое пешеходное пространство, объединяющее все три станции метрополитена.
Сейчас то, что у нас есть, - это не пространство, а неуютные, длинные переходы. А то, что будет построено, по сути, будет представлять значительный элемент "теплого" или даже "всепогодного" города, не зависящего от капризов нашего климата. В едином подземном пространстве найдется место и торгово-досуговому центру, и подземному паркингу. Последнее, кстати, позволит убрать с поверхности стоянки, мешающие движению автотранспорта.
- Высказываются опасения, что в результате строительства на Пушкинской площади и шире, на протяжении трассы от Манежной площади до Шереметьево, получится скоростная автострада в центре года.
- Нет, получится не суперскоростная трасса, а нормальная организация городского движения, с постепенным снижением темпа от периферии к центру. Можно не опасаться, что Тверская превратится в многополосную гоночную автостраду - сам характер движения не позволит этому произойти.
- Многих пугает тот факт, что в проектировании строительства и, видимо, в самом строительстве, принимают участие иностранные фирмы?
- Иностранные компании действительно участвуют в проектировании, но также участвуют и наши организации: Мосинжпроект, проектная организация метрополитена "Метростиль". Наши археологи, со своей стороны, готовят проектную документацию на научное исследование, на поиск элементов старинных построек, которые могут быть обнаружены в ходе подземных работ. Наш институт оснований и подземных сооружений им. Герсеванова проводит исследование близлежащих зданий, в первую очередь - фундаментов. Так что иностранные компании работают над проектом не одни, "без присмотра" их никто не оставит.
- А будут отселять людей из соседних домов?
- Нет, не будут. Складывается такое впечатление, что кто-то сознательно, целенаправленно запугивает людей, убеждая их в том, что их дома будут сносить, а их самих расселять. На самом деле проект не предусматривает ни сноса зданий, ни отселения жителей. В этом нет никакой необходимости.
- Один из факторов, вызывающий настороженное отношение местных жителей, состоит в том, что проекта строительства на Пушкинской площади еще нет. Люди боятся, что строительство начнется раньше, чем проект будет утвержден.
- В настоящее время проект строительства на Пушкинской площади действительно еще не готов. НИиПИ Генплана Москвы выполнены предпроектные проработки, которые одобрены Общественным советом при мэре Москвы как основа для начала проектирования. Требуется пройти еще многочисленные экспертизы и согласования проекта, в том числе экологическую экспертизу.
Но пока проект не будет окончательно проработан и утвержден, никакого строительства на Пушкинской площади не будет.
Беседу вел