ЖГУЧАЯ ПРАВДА С ЭКРАНА

С экранов кинотеатров Поднебесной вот уже почти месяц не сходит фильм "Жить или умереть" на тему о борьбе с коррупцией. По рейтингу популярности этот захватывающий триллер оставил далеко позади последние кинобоевики Голливуда и прочно удерживает пальму первенства по части кассовых сборов. Только за первую неделю проката продано билетов на 25 миллионов юаней (3 млн. долларов), и эта цифра продолжает расти.

По сюжету картины главный герой Ли Гаочэн, мэр некоего города в КНР, ведет борьбу не на жизнь, а на смерть с местной мафией в лице орудующих в его окружении коррупционеров разных рангов и калибров. К числу тех, кто честно жить не хочет и превратил власть в предмет купли-продажи, относятся вконец проворовавшаяся дирекция государственной текстильной фабрики "Чжунъян", пользующаяся покровительством одного из руководителей провинциального парткома. В стане мздоимцев и казнокрадов оказываются не только лучший друг, но также родной брат и жена честного мэра. Чтобы избавиться от градоначальника, они пускают в ход различные средства - от шантажа и клеветы до попыток физического устранения. Однако неподкупный Ли в конце концов побеждает, а злодеи несут заслуженное наказание...
Фильм вызвал большой резонанс в китайском обществе. Его выход на экраны совпал по времени с обнародованием громких дел о коррупции в высших эшелонах власти. Незадолго до премьеры был оглашен смертный приговор по обвинению в коррупции в отношении самого высокопоставленного китайского чиновника за более чем полвека существования КНР. Им стал заместитель председателя Постоянного комитета ВСНП (парламента) Чэн Кэцзе.
Судя по огромному неподдельному интересу зрительских масс, фильм "Жить или умереть" безошибочно отразил современные китайские реалии и задел аудиторию за живое. Трудно найти в современном Китае человека, кто так или иначе не пострадал бы от равнодушия или произвола отдельных представителей многомиллионной армии чиновничества. Конечно, далеко не всякий пришедший во власть печется лишь о своих интересах, и в этом смысле положительный киногерой - честный мэр китайского Н-ска Ли Гаочэн наполнил сердца зрителей надеждой на торжество добра над злом.
Утверждают, что председатель КНР и генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь, посмотревший фильм одним из первых, высоко отозвался о нем и рекомендовал к обязательному просмотру всеми кадровыми работниками партаппарата.
Поистине из всех искусств в борьбе с коррупцией важнейшим является кино. Так, наверное, можно резюмировать эффект от показа фильма, продолжающего свое триумфальное шествие по экранам Поднебесной. Уже само название "Жить или умереть" отражает решительный настрой властей на искоренение этого зла, словно злокачественная опухоль разрастающегося в теле партийно-государственного управления. По официальным данным, в период с 1990 по 1998 год органами прокураторы КНР было принято к рассмотрению 1,1 миллиона дел о коррупции, из которых свыше полумиллиона было расследовано в уголовно-процессуальном порядке.
Разумеется, на этапе продвинутых рыночных преобразований в сегодняшнем Китае коррупция принимает самые различные формы - от банальных взяток и приписок до хитроумных схем присвоения казенных средств в результате многоходовых банковских переводов.
Пожалуй, не проходит и недели, чтобы в китайских СМИ не появлялись сообщения о раскрытии случаев коррупции и суровом наказании провинившихся. Складывается впечатление, что власти не очень-то тревожатся за укрепление в среде населения мнения о тотальной продажности чиновников. Главное, на что делается упор при оглашении подобных дел, - неотвратимость наказания и его беспощадность.
Как и следовало ожидать, кинохит "Жить или умереть" вызвал в китайском обществе очередной всплеск нескончаемой дискуссии об истоках коррупции и путях борьбы с ней в условиях рыночной экономики. Профессор социологии Ся Сюэлуань из Пекинского университета считает, что в условиях царящей на рынке конкуренции власть объективно становится предметом торга и, таким образом, порождает коррупцию. Исходя из преходящего характера своего нахождения у власти отдельные чиновники ставят эту самую власть на службу своим корыстным интересам. По мнению профессора Лю У из столичного политико-юридического университета, эффективная борьба с коррупцией невозможна без ограничения властных полномочий чиновников, большей открытости в принятии решений и гласного контроля за их исполнением.
Словом, недостатка в рецептах по избавлению от коррупции не ощущается. Однако, несмотря на предпринимаемые властями методы принуждения и запугивания, полку коррумпированных чинуш не убывает. Уподобляя власть человеческому организму, скептики задаются вопросом: хватит ли у больного гангреной решимости самому ампутировать себе пораженный орган? Судя по решительному настрою властей КНР, они готовы дать на этот вопрос утвердительный ответ.