БЕДЫ ВЕЛИКОГО ГОРОДА

Он возник как форпост, но быстро стал крупнейшим городом Северо-Восточной Руси и мощным духовным центром. В ростовском краю родился преподобный Сергий Радонежский, проповедовали святители Леонтий и Дмитрий, а под сводами Успенского собора молились вместе архиепископ Тихон, будущий Патриарх всея Руси, и царь Николай II, недавно прославленный новомученик. Казалось, будто время специально обходит Ростов стороной, оставляя потомкам кусочек прежней Руси. Зато теперь оно словно сорвалось с цепи и наверстывает упущенное. Прогнозы неутешительны: если не принять срочных мер, то через несколько лет от православных святынь останутся развалины.

ВОДА - ГЛАВНАЯ БЕДА
Издали Ростов и теперь выглядит неплохо. Белеют бывшие купеческие дома, сияют позолотой церкви. Но стоит свернуть с асфальта, пройтись по траве - и под ногами начинает хлюпать, как на болоте. Кажется мокрым и красный кирпич, из которого построен почти весь исторический центр Ростова, только что отметившего 1138-й год существования.
Беда вытекает в прямом смысле из озера Неро и бывшего крепостного рва, ставшего ныне речкой Пигой, постоянно питающих так называемую зону подтопления. На протяжении веков ростовчане боролись с этим злом при помощи прудов-накопителей, канав и специально прорытых траншей. Однако в XX веке эта простая дренажная система была разрушена. А Неро и Пига размывают берега, быстро наступая на город. Вода уже плещется в подвалах, сырость ползет по стенам, не хуже кислоты разъедает кровли...
В прежние времена, когда памятники реставрировали вовремя, разрушение пряталось за новые слои штукатурки. Теперь деньги из федерального бюджета на эти цели не поступают, а местных средств, по словам главы округа Анатолия Руденко, хватает только на "реставрацию фасадов". (Кстати, раньше, по данным областного департамента инвестиций, Ростов мог привлечь за год до 130 миллионов "туристических" долларов, а сейчас получает меньше процента от этой суммы).
ПОД СТЕНАМИ КРЕМЛЯ - ОТХОЖЕЕ МЕСТО
Особенно сильно поразила разруха территорию музея-заповедника "Ростовский Кремль", объявленного ценным объектом культурного наследия народов России. Но не только повышенная влажность тому виной, считает инспектор ВООПИиК Анатолий Зайцев. Руководство музея тоже "дров наломало". Решили побелить церковь Спаса-на-Сенях, но старую штукатурку придумали смывать из... брандспойтов, и здание покрылось безобразными трещинами. Тянули до последнего с установкой сигнализации - и воры, свободно проникшие в Белую палату, вынесли оттуда экспонатов на 585 тысяч долларов! "Раскрыли" для ремонта шатер северо-восточной кремлевской башни - и вот уже шестой год он, почерневший, утыканный гнилыми "лесами", пугает туристов.
На все эти неудачи наложились "стихийные" бедствия. Однажды ночью загорелся архив, расположенный в церкви Введения Богородицы Авраамиева монастыря - и памятник XVII века остался без окон и дверей, с полностью разрушенным интерьером. Чуть позже затопило водой уникальную Рождественскую церковь. Та же история приключилась с Красной палатой - местом, где отдыхали некогда русские государи. Шедевры золотого фонда древнерусской архитектуры продолжают разрушаться. Да только ли они! По одну сторону Кремля глядят пустыми глазницами окон Торговые ряды, по другую - остатки митрополичьего Конюшенного двора. Местные мужики используют трехсотлетние развалины как отхожее место. Ведь ни забора вокруг нет, ни даже веревочек с красными тряпицами. Начальство, стало быть, не против...
ГРЯДИ ПО ПОДОБИЮ РОШФОРА
В 1996 году патриоты города обрадовались: Россия вступила в Совет Европы, и он обещал помочь нам в возрождении культурных святынь. Причем из 28 объектов иностранцы выбрали именно Ростов Великий, который собрались преобразить как французский Рошфор. Горожане откровенно ликовали, думая, что по ржавым крышам вот-вот забарабанит валютный дождь. Как раз на волне такого оптимизма в Ростове прошли Дни европейского культурного наследия. Несколько дней зарубежные ценители древностей гуляли по городу, ахали, охали, презентовались - и убыли восвояси. Оказалось, что они готовы помочь не деньгами, а консультантами и советниками. Правда, Совет Европы твердо обещал 160 миллионов франков, но только после того, как "русские выполнят работу по проведению мониторинга окружающей среды и созданию концепции инженерной защиты города". Получился замкнутый круг, когда для привлечения посторонних денег требовалось вложить в "нулевой цикл" свои собственные. Но их-то как раз и не было! Госстрою, Министерству культуры и областному комитету по охране памятников истории удалось, конечно, осуществить часть требуемых работ, однако иностранцев это не впечатлило. Поэтому пока они расщедрились только на проведение нескольких семинаров да оплатили путешествие российской делегации в упомянутый Рошфор. Посему у ростовчан заметно поубавилось ожиданий от Совета Европы, зато, кажется, возникло новое и весьма сильное чувство к другому потенциальному спонсору - Фонду мировых памятников. Заметил ведь он Ростов, поставил в свой список ста самых-самых...
ТРЕБУЕТСЯ ХОЗЯИН
Может, и получится. Не будем, впрочем, лишать провинциалов веры в доброго волшебника с мешком денег. Просто хочется, чтобы такие мечты не подменяли собой конкретных усилий по сохранению памятников истории и культуры собственными силами. Ибо на каждый глобальный проект приходится добрая сотня проблем, решить которые можно на местном уровне при самом скромном бюджете.
Одним из красивейших памятников Ростова является, к примеру, церковь Спаса-на-Торгу. Раньше там была библиотека, но года три назад решили власти переселить ее в бывшее кафе. Для храма же нашли нового хозяина - приход Успенского собора, расположенного рядом. Дело в том, что храм не отапливается и службы там проводят лишь весной да летом. Просторный и теплый Спас-на-Торгу пришелся бы верующим весьма кстати. Однако ремонт кафе приобрел вялотекущую форму. В результате библиотекари сидят "на чемоданах", а православные пребывают в тоске по обещанной церкви. Между тем здание еще не переданного, но уже забытого властями храма приходит в упадок. "С трудом верится, что округ не может найти несколько тысяч рублей, - говорит один из верующих. - Деньги на переоборудование кинотеатра в ночной клуб появились моментально. А нужды библиотеки, от переезда которой зависит судьба прихода, наверное, просто игнорируют".
Прошел я к недостроенному кафе, посмотрел - средств и впрямь немного надо. Куда меньше, например, чем ушло на только что отгремевший праздник города с каруселями и презентацией дегустационного зала. И вообще есть в Ростове здания, восстановить которые и самим под силу. Где-то нужно всего лишь раму вставить, кровлю укрепить, а то и просто мусор вывезти. Неужели все это требует инвестиций Совета Европы и Фонда мировых памятников? Нет, не фунты и доллары тут нужны, а крепкие хозяйские руки. Такие, которые даже крестьянский дом превращали бы в произведение искусства с резными наличниками и петушком на крыше. Только заботливый хозяин уважение заслужить может. А вместе с уважением, глядишь, и инвесторы появятся, готовые вложить миллионы в спасение памятников Ростова Великого.