"Это было настоящее волшебство, - вспоминал позже Паваротти, -ведь мы пели в честь выздоровления нашего друга Хосе Каррераса от лейкемии. Когда он заболел, мне просто не давала покоя мысль, что такой талантливый и чудесный человек, как Хосе, может умереть. Я весь измучился. И поэтому, когда Хосе преодолел болезнь и снова вернулся на сцену, мы решили отметить это событие совместным концертом"...
Прошли годы. Легендарная троица продолжала с возрастающим успехом творить чудеса на лучших концертных площадках мира. Пресса измучилась в поиске превосходных степеней, оценивая участников звездного ансамбля. Трудно было определить, кто самый лучший в "команде", тем не менее музыкальные критики сходились на том, что диапазон голоса Каррераса "явно выходит за пределы человеческих возможностей", а когда Каррерас с Доминго, исполняя "O Sole Mio!", перепели Паваротти, который нарочито долго держал припев, публика буквально сошла с ума. Некоторые из зрителей от восторга вскакивали на стулья, в том числе и присутствовавшие на концерте король и королева Испании".
Этих штрихов к творческому портрету Хосе Каррераса, который через считанные дни собирается выступить с сольным концертом в Государственном Кремлевском дворце, будет недостаточно, если к сказанному не добавить: в репертуаре певца - более 60 партий в спектаклях мировой оперной классики.
Ему довелось выступать с лучшими дирижерами и режиссерами современности: Гербертом фон Караяном, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Леонардом Бернстайном, Джеймсом Левайном, Франко Дзефирелли, Жан-Пьером Понелли.
Он записал полсотни альбомов, среди них немало золотых и платиновых дисков.
В 1998 году основатель и президент Международного фонда по борьбе с лейкемией Хосе Каррерас стал почетным доктором Российского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева наряду с Маргарет Тэтчер, Жаком Ивом Кусто, Умберто Коломбо и многими другими...
Маэстро Каррерас накануне своих гастролей в Кремле выкроил время и любезно согласился дать эксклюзивное интервью газете "Труд".
- Сеньор Каррерас, вы как-то сказали, что самое главное для вас - это донести серьезную музыку до как можно более широкой аудитории. Вы верите в то, что в будущем классика займет в жизни человечества подобающее ей место?
- Конечно, верю. Ведь серьезная музыка дает всем нам возможность достучаться до сердец, и рано или поздно ее обязательно полюбят все. Многие из них, я уверен, наверняка в дальнейшем станут поклонниками оперы.
- А между прочим, все слышнее разговоры о том, что она отмирает. Вы, например, не боитесь остаться в таком случае без работы?
- Не боюсь. Сегодня любителей этого прекрасного жанра - миллионы. К тому же у меня насыщенный концертный репертуар, не говоря уже о том, что я работаю над записями своих новых альбомов. Как вы уже, наверное, знаете, вышли мои альбомы с аранжировками классической музыки "Страсть" и продолжение этого альбома "Чистая страсть". Между прочим, музыкальный материал нового альбома включает в себя аранжировки не только мелодий великих Шопена ("Ноктюрн ля мажор") и Рахманинова ("2-й концерт для фортепиано с оркестром" и "Рапсодию на темы Паганини"), но и поп-музыки, например, "Селебрейшн" - финальная часть широкомасштабной работы Пола Маккартни для хора и оркестра.
- Кстати, что подтолкнуло вас к исполнению вокальных аранжировок? Разве вам мало оперной музыки?
- Я всегда мечтал добавить голосовую составляющую к великолепным рахманиновским и шопеновским фортепианным произведениям. Слава Богу, мне это удалось реализовать в моих последних альбомах.
- Если уж зашла речь о русской музыке, кто из наших композиторов вам ближе всего?
- Я уже назвал имя великого Рахманинова. Хотел бы к этому имени добавить и несравненного Чайковского. Есть очень много мелодий, которые я люблю просто как музыку, но которые я, увы, никогда не смогу исполнить сам, потому что они либо слишком светлы, либо слишком темпераментны для меня, либо просто не вписываются в диапазон моего голоса. Приходится с этим считаться.
- Кому первому из вашей звездной тройки пришла в голову мысль собраться вместе? Кстати, не было ли у вас боязни конкуренции?
- Боюсь ошибиться, но, по-моему, первым, кому пришла в голову эта шальная мысль, был Лучано Паваротти. Что же до конкуренции... Нет, я ее не боюсь. Думаю, каждый из нашего трио может похвастаться своим неповторимым тембром.
- Когда-то великие Марио Ланца и Марио дель Монако сделали свою карьеру, снявшись в музыкальных фильмах "Великий Карузо" и "Молодой Карузо". Не посещала ли и вас мысль осуществить подобный проект?
- Почему бы и нет - было бы время.
- Кого вы считаете самым великим тенором уходящего века?
- Я затрудняюсь это сказать. Могу назвать сразу несколько имен: Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джон Маккормак, Джузеппе ди Стефано... Каждый из них в равной степени претендует на звание самого великого певца ХХ века.
- Вы не задумывались над тем, почему слабый пол так восторгается именно тенорами, игнорируя баритоны и басы?
- Я бы с этим не согласился. Разве у Федора Шаляпина был дефицит поклонниц?
- Если зашла речь о наших соотечественниках, кого из них вы бы выделили?
- Это тоже трудный вопрос. Но назвать Сергея Лемешева, Галину Вишневскую, Дмитрия Хворостовского просто не откажу себе в удовольствии.
- Нет ли в ваших творческих планах выступления в каком-либо оперном спектакле на сцене Большого театра или Мариинки?
- Было бы достойное предложение.
- Не секрет, что вы играли в свое время в футбол. В каком амплуа?
- Это было так давно, что трудно даже вспомнить. Сегодня я могу похвастаться лишь тем, что являюсь фанатом своего родного клуба "Барселона".
- Если бы вам сегодня дали возможность обратиться к россиянам, пережившим столько бедствий, со словами утешения, что бы вы им сказали?
- Поверьте, я знаю, что такое страдать. А потому без лишних слов я лучше для россиян спою...
- Что самое дорогое сегодня для вас?
- Моя семья, дети, музыка. Между прочим, когда меня возводили в почетную степень доктора Honoris causa университета им. Менделеева, я счел необходимым сказать: "Если на своем жизненном или профессиональном пути я и заслужил какое-то признание, то, конечно, не в области химии. Я всегда стремился быть в первую очередь хорошим отцом своих двух детей". Я ответил на ваш вопрос?
- Спасибо, маэстро. Читатели "Труда" желают вам дальнейших успехов. Наверняка многие из них сожалеют, что не смогут услышать "живьем" ваш удивительный голос.
- Я признателен им за высокую оценку моего певческого труда. Желаю всем читателям газеты "Труд" счастья и благополучия.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Хотите выиграть два билета на концерт Каррераса? Для этого надо ответить на вопрос, который вы найдете на нашем сайте: www. Trud.ru. Вперед!