И ТОГДА КОРОЛЕВА ВСКОЧИЛА НА СТУЛ...

О выдающемся испанском теноре Хосе Каррерасе широкая публика (в отличие от меломанов) узнала, пожалуй, в 1990 году. Это случилось во время телетрансляции выступления трех теноров на концерте в честь закрытия чемпионата мира по футболу в Италии, который смотрели более двух миллиардов жителей Земли. Именно тогда троица - Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас - потрясла сразу столько людей (передачу смотрели около трех миллиардов землян) волшебным звучанием своего грандиозного ансамбля. Этот телевизионный музыкальный спектакль, который, по выражению одного из журналистов, забил "самый впечатляющий гол" на итальянском чемпионате, рекрутировал в армию поклонников вокала миллионы новых добровольцев. Однако, по признанию маэстро Паваротти, вовсе не Кубок мира стал основной причиной совместного выступления трех самых выдающихся теноров современности.

"Это было настоящее волшебство, - вспоминал позже Паваротти, -ведь мы пели в честь выздоровления нашего друга Хосе Каррераса от лейкемии. Когда он заболел, мне просто не давала покоя мысль, что такой талантливый и чудесный человек, как Хосе, может умереть. Я весь измучился. И поэтому, когда Хосе преодолел болезнь и снова вернулся на сцену, мы решили отметить это событие совместным концертом"...
Прошли годы. Легендарная троица продолжала с возрастающим успехом творить чудеса на лучших концертных площадках мира. Пресса измучилась в поиске превосходных степеней, оценивая участников звездного ансамбля. Трудно было определить, кто самый лучший в "команде", тем не менее музыкальные критики сходились на том, что диапазон голоса Каррераса "явно выходит за пределы человеческих возможностей", а когда Каррерас с Доминго, исполняя "O Sole Mio!", перепели Паваротти, который нарочито долго держал припев, публика буквально сошла с ума. Некоторые из зрителей от восторга вскакивали на стулья, в том числе и присутствовавшие на концерте король и королева Испании".
Этих штрихов к творческому портрету Хосе Каррераса, который через считанные дни собирается выступить с сольным концертом в Государственном Кремлевском дворце, будет недостаточно, если к сказанному не добавить: в репертуаре певца - более 60 партий в спектаклях мировой оперной классики.
Ему довелось выступать с лучшими дирижерами и режиссерами современности: Гербертом фон Караяном, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути, Леонардом Бернстайном, Джеймсом Левайном, Франко Дзефирелли, Жан-Пьером Понелли.
Он записал полсотни альбомов, среди них немало золотых и платиновых дисков.
В 1998 году основатель и президент Международного фонда по борьбе с лейкемией Хосе Каррерас стал почетным доктором Российского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева наряду с Маргарет Тэтчер, Жаком Ивом Кусто, Умберто Коломбо и многими другими...
Маэстро Каррерас накануне своих гастролей в Кремле выкроил время и любезно согласился дать эксклюзивное интервью газете "Труд".
- Сеньор Каррерас, вы как-то сказали, что самое главное для вас - это донести серьезную музыку до как можно более широкой аудитории. Вы верите в то, что в будущем классика займет в жизни человечества подобающее ей место?
- Конечно, верю. Ведь серьезная музыка дает всем нам возможность достучаться до сердец, и рано или поздно ее обязательно полюбят все. Многие из них, я уверен, наверняка в дальнейшем станут поклонниками оперы.
- А между прочим, все слышнее разговоры о том, что она отмирает. Вы, например, не боитесь остаться в таком случае без работы?
- Не боюсь. Сегодня любителей этого прекрасного жанра - миллионы. К тому же у меня насыщенный концертный репертуар, не говоря уже о том, что я работаю над записями своих новых альбомов. Как вы уже, наверное, знаете, вышли мои альбомы с аранжировками классической музыки "Страсть" и продолжение этого альбома "Чистая страсть". Между прочим, музыкальный материал нового альбома включает в себя аранжировки не только мелодий великих Шопена ("Ноктюрн ля мажор") и Рахманинова ("2-й концерт для фортепиано с оркестром" и "Рапсодию на темы Паганини"), но и поп-музыки, например, "Селебрейшн" - финальная часть широкомасштабной работы Пола Маккартни для хора и оркестра.
- Кстати, что подтолкнуло вас к исполнению вокальных аранжировок? Разве вам мало оперной музыки?
- Я всегда мечтал добавить голосовую составляющую к великолепным рахманиновским и шопеновским фортепианным произведениям. Слава Богу, мне это удалось реализовать в моих последних альбомах.
- Если уж зашла речь о русской музыке, кто из наших композиторов вам ближе всего?
- Я уже назвал имя великого Рахманинова. Хотел бы к этому имени добавить и несравненного Чайковского. Есть очень много мелодий, которые я люблю просто как музыку, но которые я, увы, никогда не смогу исполнить сам, потому что они либо слишком светлы, либо слишком темпераментны для меня, либо просто не вписываются в диапазон моего голоса. Приходится с этим считаться.
- Кому первому из вашей звездной тройки пришла в голову мысль собраться вместе? Кстати, не было ли у вас боязни конкуренции?
- Боюсь ошибиться, но, по-моему, первым, кому пришла в голову эта шальная мысль, был Лучано Паваротти. Что же до конкуренции... Нет, я ее не боюсь. Думаю, каждый из нашего трио может похвастаться своим неповторимым тембром.
- Когда-то великие Марио Ланца и Марио дель Монако сделали свою карьеру, снявшись в музыкальных фильмах "Великий Карузо" и "Молодой Карузо". Не посещала ли и вас мысль осуществить подобный проект?
- Почему бы и нет - было бы время.
- Кого вы считаете самым великим тенором уходящего века?
- Я затрудняюсь это сказать. Могу назвать сразу несколько имен: Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Джон Маккормак, Джузеппе ди Стефано... Каждый из них в равной степени претендует на звание самого великого певца ХХ века.
- Вы не задумывались над тем, почему слабый пол так восторгается именно тенорами, игнорируя баритоны и басы?
- Я бы с этим не согласился. Разве у Федора Шаляпина был дефицит поклонниц?
- Если зашла речь о наших соотечественниках, кого из них вы бы выделили?
- Это тоже трудный вопрос. Но назвать Сергея Лемешева, Галину Вишневскую, Дмитрия Хворостовского просто не откажу себе в удовольствии.
- Нет ли в ваших творческих планах выступления в каком-либо оперном спектакле на сцене Большого театра или Мариинки?
- Было бы достойное предложение.
- Не секрет, что вы играли в свое время в футбол. В каком амплуа?
- Это было так давно, что трудно даже вспомнить. Сегодня я могу похвастаться лишь тем, что являюсь фанатом своего родного клуба "Барселона".
- Если бы вам сегодня дали возможность обратиться к россиянам, пережившим столько бедствий, со словами утешения, что бы вы им сказали?
- Поверьте, я знаю, что такое страдать. А потому без лишних слов я лучше для россиян спою...
- Что самое дорогое сегодня для вас?
- Моя семья, дети, музыка. Между прочим, когда меня возводили в почетную степень доктора Honoris causa университета им. Менделеева, я счел необходимым сказать: "Если на своем жизненном или профессиональном пути я и заслужил какое-то признание, то, конечно, не в области химии. Я всегда стремился быть в первую очередь хорошим отцом своих двух детей". Я ответил на ваш вопрос?
- Спасибо, маэстро. Читатели "Труда" желают вам дальнейших успехов. Наверняка многие из них сожалеют, что не смогут услышать "живьем" ваш удивительный голос.
- Я признателен им за высокую оценку моего певческого труда. Желаю всем читателям газеты "Труд" счастья и благополучия.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Хотите выиграть два билета на концерт Каррераса? Для этого надо ответить на вопрос, который вы найдете на нашем сайте: www. Trud.ru. Вперед!