Доктор биологических наук, автор уникальной методики выращивания детенышей-сирот для возвращения их в дикую природу, человек большой души и огромных знаний, Валентин Сергеевич Пажетнов уже полвека изучает все, что связано с бурым медведем — зверем, считающимся символом России.
-Наш «медвежий угол» — это северо-запад Тверской области, на стыке ее с Псковской и Новгородской. Особо охраняемые территории Центрально-Лесного государственного природного биосферного заповедника. Место, сохранившее первозданность разнопородных лесов и водно-болотных угодий, благодатно для наблюдения биологии лесного Батюшки. Батюшкой я его не по своей прихоти назвал — так бурого медведя исстари на Руси величали, испытывая уважение и разумную опаску к умному и мощному зверю. Еще в 1985 году мы с женой Светланой поселились на торопецкой земле, в маленькой тверской деревне Бубоницы, где действует биологическая станция «Чистый лес». В 1990-м в «Агропромиздате» вышла монография «Бурый медведь», но то был не итог, а начало большой работы. Мы остались в деревне, продолжая реабилитацию медвежат-сирот. Построили с поддержкой заповедника дом. Вскоре к нам переехали со своими семьями сын Сергей — биолог-охотовед и дочь Наталья — почвовед-микробиолог, выросли внуки, правнуки. Так в Бубоницах сложилось наше родовое гнездо. Разработали и практикуем методику доращивания медвежат до момента выпуска в природу — в леса, в их родной дом.
— И сколько медвежат обычно находятся на вашем попечении?
— Были группы по 15-18 малышей, а однажды 22 сиротки подобрались. Но оптимально территория вокруг нашей деревни выдерживает 12-15 медвежат. В начале апреля мы выносим их в вольер, где вскоре открываем двери. Медвежата могут свободно выходить в лес в любое время суток. Летом у них начинается охота на муравьев, добыча куколок, личинок земляных ос, короедов. Насекомые в этом возрасте для них — основной животный корм. Для лесной экологии медведь, тем более такая маленькая группка малышей, никакой угрозы не представляет — порушенные муравейники и гнезда ос через год уже восстанавливаются. А если медвежат больше, то они уже способны выесть не половину, а до 80-90% гнезд насекомых, и тогда следующая группа зверей останется ни с чем.
Медвежата Поля, Проша, Ирма и Ириска 3,5 - 4-месячного возраста. 2017 год
Сейчас у нас восемь медвежат — из Карелии, Вологодской, Псковской и Смоленской областей. С ними работают три биолога-охотоведа: сын Сергей, его жена Екатерина и внук Василий. Детенышей берем из европейской части России, где обитает среднерусский подвид бурого медведя.
— Почему такая избирательность?
— Потому что подвидовые особенности диктуют и подход к животным. Это в человеческом мире генетические расы неплохо изучены, а в животном много пробелов. Особенно это касается крупных млекопитающих, таких как медведь или лось, — тут работы непочатый край. Да что говорить, если даже наши подопечные медвежата, появившись на свет в разных местах, заметно различаются по шерстному покрову, выносливости и характеру. Эти уровни разнообразия еще никто не изучал...
9,5-месячный костромской медведь Тиша. 2015 год
Руководствуясь девизом «не навреди!», соблюдаем предельную осторожность, подросших медвежат выпускаем только в те леса, откуда они к нам попали. Медвежата старше семи месяцев уже способны к самостоятельному выживанию. Оказалось, для формирования пищевого, оборонительно-берложного и территориального поведения вовсе не обязательно присутствие медведицы-матери. Главное, чтобы, достигнув трех месяцев, медвежата имели доступ к естественной среде обитания. Иногда держим их и до девяти месяцев, чтобы набрали вес и имели высокую жизнеспособность. Обычно медвежата рождаются во второй декаде января, редко — около Нового года, хотя в последнее время такие случаи участились. Вес у новорожденных до 500 граммов, глазки и ушки закрыты. Если остались в такой момент без матери и не подобраны человеком — все, конец.
— Они различаются по характеру?
— Как и люди. Это видно с первых недель: один малыш предрасположен к возбуждению, в нем вылезают агрессивные реакции и боевое поведение. Другой, наоборот, лежебока, спокоен и ленив. Согласно учению Ивана Павлова, темперамент человека зависит от типа нервной системы. У медведей все точно так же. Наблюдать за их развитием чрезвычайно интересно.
— Даете им имена?
— Разговаривать с ними запрещено, чтобы не привыкали к речи. Те, кто с ними общается, носят одну и ту же одежду, чтобы не перегружать медвежью психику людскими запахами. Появление чужака должно вызывать у них оборонительную реакцию. Наша задача — чтобы к моменту выпуска на волю медвежата оставались дикими, боялись человека и следов его жизнедеятельности. Иначе им в природной среде не выжить.
— Аппетит у них хороший? Чем кормите?
— Главный продукт — молоко, которое привозим с местной фермы или покупаем в магазинах. Доводим сухим молоком или сливками жирность до 9%. У натурального медвежьего молока этот процент доходит до 15-17%, но такой концентрированный продукт может вызвать запоры. С удовольствием едят малыши и молочную смесь «Малютка».
— Это же все дорого...
— С 1996 года нас финансировал Международный фонд защиты животных (IFAW), но потом он из России ушел. И мы сами создали АНО «Центр спасения медвежат-сирот», куда люди жертвуют деньги. К скромности запросов у нас все приучены с детства. Семья большая — девять внуков, 11 правнуков — и очень дружная.
Семимесячная Кира из Кировской области. 2013 год
— Чему научили вас близость к лесу, общение с животными?
— Америки мы не открыли, но просто убедились в том, о чем большинство людей предпочитает не задумываться: мир первозданной природы нуждается во внимании, уважении и очень осторожном пользовании. Сейчас идет бездумная рубка деревьев с единственной целью — урвать и обогатиться. Какая же это беда! Гибнут или лишаются территории (а это та же гибель) животные. И для людей это плохо, потому что от исчезновения огромных зеленых массивов меняется климат. В России испокон века было заведено рациональное лесопользование. Со времен Ивана Грозного лес считался местом, где человек должен вести себя осторожно и разумно. А охота? Она приобрела черты извращенной жестокости. Я сам работал промысловиком в Сибири и не против того, чтобы охотиться на зверя, но по правилам. Сейчас же это уже не охота, а нечто из разряда жестокого шоу с тепловизорами, приборами ночного видения.
— И медведи сами выходят из леса навстречу человеку...
— Да, это примета наших дней. Потому что у зверей отняли территорию. А еще потому, что из-за стрельбы на дальней дистанции они теряют чувство опасности, исходящей от человека.
— Но я читала в сводках, будто бы численность медведей в последнее время растет.
— Не верю им, хотя тоже читал, что если в СССР популяция бурого медведя насчитывала 100-120 тысяч особей, то сейчас она якобы достигла 170 тысяч. Корень ошибки, скорее всего, в том, что просто человек стал чаще встречаться с медведем.
Сергей и Валентин (младший) Пажетновы выпускают 9,5-месячных медвежат Катю и Сашу (Кировская область) на волю. 2013 год
— Почему медведь — символ России?
— Это зверь сильный, умный и непредсказуемый. Может из безмятежного состояния тут же перейти в яростную атаку. Эти же качества присущи и русскому человеку. Добрый и радушный, он способен снести все на своем пути, защищая себя и свой дом.
— За ситуацией с пандемией следите?
— По телевизору. В Торопце и окрестностях, к сожалению, тоже есть случаи заражения. Но к нам заезд ограничен, так что, считаю, мы защищены надежно самой природой, которая живет по собственной правде, неподвластной человеку. Само место, если ты на нем очень нужен, обороняет.