Введение потолка зарплат едва ли поможет нашему футболу, если топ-клубам законы не писаны
Российский футбол готовится перейти на новые экономические рельсы. На днях РФС представил проект финансового регламента, согласно которому зарплаты игроков будут строго лимитированы. Но будут ли участники чемпионата добросовестно следовать этому ограничению? Недавние события скорее свидетельствуют об обратном: топ-клубы предпочитают жить по понятиям, то и дело переписывая существующие правила под свои нужды.
О необходимости ввести потолок зарплат в российском чемпионате говорится давно. Пожалуй, это единственный тезис, встречающий в экспертном сообществе единодушное согласие. Благо жизнь постоянно подбрасывает новые поводы: то динамовец Александр Кокорин, начисто провалив сезон, получит 5 млн евро, то Артем Дзюба ради прибавки к зарплате в 10% променяет родной «Спартак» на «Зенит», злейшего соперника красно-белых. То разоткровенничался форвард Владимир Дядюн, умудрившийся в 20 матчах не забить ни одного гола и при этом заработать за год 140 млн рублей...
Известие о зародившемся в недрах РФС проекте финансового регламента — это своеобразный ответ на признания Дядюна. В документе есть ряд дельных положений, призванных минимизировать финансовые риски в деятельности клубов: не более 750 млн рублей убытков за последние три года, минимум 25% расходной части бюджета не из государственного кармана... Это то, к чему специалисты призывают уже лет 10. Но именно предложение урезать зарплаты вызвало наибольший резонанс, ведь жалованье наших «звезд» вроде Дядюна и Дзюбы может сократиться в 10 раз — до максимума в 2 млн рублей ежемесячно. Для молодых футболистов обещан потолок еще ниже: 150 тысяч (для игроков младше 21 года) и 300 тысяч (для 21-23-летних) рублей.
Вряд ли эти цифры окончательные. «Они нуждаются в тщательной проработке и анализе», — считает гендиректор ЦСКА Роман Бабаев. Но тенденция на оптимизацию спортивного хозяйства очевидна и одобрена на верхних этажах власти. К тому же потолок зарплат существует во многих странах. Но здесь возникает очень важный вопрос: как обеспечить справедливость — заставить все российские клубы неукоснительно следовать правилам игры? С этим в чемпионате России большие проблемы, причем ситуация, кажется, только ухудшается.
В те же дни, когда РФС презентует новый регламент, футбольная общественность с жаром обсуждает перенос главного дерби «Спартак» — ЦСКА. Вместо субботы матч пройдет сегодня, в пятницу. Те, кто заранее спланировал выходные или намеревался прибыть на матч из других городов, — извините, подвиньтесь. ЦСКА попросил дополнительный день для подготовки к еврокубкам... Случай характерный. Интересы болельщиков у нас традиционно в расчет не принимаются. Но тут ради переноса матча пришлось переписать действующий регламент премьер-лиги, в котором было оговорено, что подобные сдвиги возможны не менее чем за 10 дней до мероприятия. Переписывали экстренно, чуть ли не ночью, с заочным голосованием исполкома... В очередной раз выяснилось, что буква закона в нашем футболе имеет ничтожно малую цену. «Мы привыкли к тому, что у нас за одну ночь меняется регламент проведения соревнования, несмотря на то что чемпионат уже идет», — сетует гендиректор «Спартака» Сергей Родионов. «Да кому нужен этот регламент, когда его в любой момент можно дорисовать?» — добавляет в сердцах за красно-белых Максим Калиниченко. Добавим: дорисовать, когда затрагиваются интересы топ-клубов. Фактически в РФС всем заправляют топ-клубы: исполком союза составлен из их руководителей. Ну и какие тут регламенты, если все можно уладить кулуарно, «договориться»? Это словцо часто вылетает из уст без пяти минут нового президента РФС Виталия Мутко.
Так стоит ли удивляться тому, что «Зенит-2» в обход регламента включили в турнир первого дивизиона? Или тому, что «Уфа» соглашается играть домашний матч с «Зенитом» в Петербурге? С провинциальными клубами гранды обычно не церемонятся — соглашайся, мол, а то хуже будет. Памятен и бунт Дмитрия Аленичева, бывшего тогда тренером тульского «Арсенала». Его обязали сыграть домашний матч с ЦСКА в Москве, а Аленичев в ответ выпустил дублирующий состав. Помним мы и то, как «Зениту» простили нарушение лимита на легионеров, ограничившись штрафом вместо предписанного регламентом технического поражения.
Какая судьба ждет потолок зарплат? Член исполкома РФС Сергей Степашин уже сообщил, что в нем предусмотрят послабления: «Мы не причесываем всех под одну гребенку, потому что есть так называемые джокеры, они смогут получать максимальную зарплату». Интересно, как скоро в чемпионате России появится тактическая схема в 11 джокеров? Говорите, такой схемы нет? Договоримся!
Александр Тарханов, экс-тренер сборной России
— Потолок зарплат особенно актуален в отношении молодых игроков. Сейчас им сразу дают большую зарплату, чем отбивают стремление прогрессировать. В результате в 23-25 лет игроки уже обеспечили себе жизнь и в мыслях вышли на пенсию. Платить надо по мастерству, по степени вклада в команду. Поэтому регламент следует тщательно продумать, дифференцировав потолок для игроков разного уровня. А вдруг человек уже в 18 лет станет звездой, вторым Пеле? Чтобы не возникало соблазна обойти систему, она должна учитывать реалии, рыночные цены. Звезды — Халк, Чорлука, Вернблум — просто откажутся играть за 2 млн рублей в месяц. И тогда клубы, стремясь сохранить их, будут пускаться на различные ухищрения. Например, выдавать зарплату в конвертах — это у нас традиционное.
Владимир Абрамов, футбольный агент
— Потолок зарплат способствует повышению конкуренции в чемпионате. Сейчас мы наблюдаем, как богатые клубы заманивают молодых игроков сумасшедшими гонорарами, собирая у себя на лавке весь цвет. А небогатым остается «что нам не гоже». Так что идея здравая. Но, сдается мне, что в наших условиях потолок — это от лукавого. Вокруг его утверждения развернется настоящая война, клубы будут продавливать удобные для себя поправки, и в итоге регламент будет принят с различными исключениями. А если исключения, то само правило теряет смысл. И потом, почему именно 2 млн? Где здесь логика? Кого ни спрашивал, никто не может ответить. Тем более что предлагаемые цифры озвучивались еще в прошлом году, когда доллар стоил 34 рубля. Сейчас рубль полегчал вдвое, а что с ним будет завтра? На горизонте стабильности не видать. Определять в этой ситуации жесткие границы — губить чемпионат на корню.