Дожить до осенних премьер

Осенью грядет череда сериальных новинок, профинансировать которые успели на ранних стадиях кризиса

О том, что с сериалами в грядущем телевизионном сезоне ситуация будет не ахти, «Труд» писал не раз. На подобные мысли наводили дружные стенания сценаристов, режиссеров, операторов и разной киношной сошки помельче, жалующейся на невыплаты гонораров каналами, на остановленные из-за отсутствия бюджетов проекты, на безработицу в конце концов. Более того, о трудностях ситуации напрямую говорили и телевизионные начальники. Но это вовсе не значит, что важнейшему из всех искусств совсем уж будет нечем побаловать нас. Осенью грядет череда сериальных премьер, профинансировать которые успели на ранних стадиях кризиса.

Сегодня речь о громких экранизациях. Во-первых, нас ждет премьера «Следователя Тихонова». Это 20-серийная версия детективных романов братьев Вайнер «Визит к Минотавру», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали» и других. Начальником заглавного героя, которого сыграл любимец публики Михаил Ефремов, является не кто иной, как генерал Шарапов. Да-да, тот самый Володя Шарапов, который в свои молодые годы вместе с Глебом Жегловым охотился за «Черной кошкой». Но выступил в этой роли вовсе не Владимир Конкин, как можно было предположить, а Сергей Шакуров. Легко предположить, что искусственно созданные аналогии с легендарным «Местом встречи...» на пользу новому сериалу не пошли бы. Любопытно, кстати, что в советском фильме «Визит к Минотавру» Шакуров играл как раз следователя Тихонова!

Авторы экранизации определяют ее жанр как ретродетектив. По их уверению, сходство «картинки» с 70-ми годами прошлого века должно быть максимальным. Характерные предметы быта отыскивали в комиссионках и на чердаках дач членов съемочной группы. А вот полноценно снять Москву, где происходит основное действие, в самой столице не получилось — настолько все перекроили в лужковские времена. Будет, правда, несколько планов на фоне высотки на Котельнической и здания МГУ на Воробьевых горах, но в основном в роли Первопрестольной выступают Питер и города Ленинградской области.

В сериале занят звездный состав. Помимо вышеупомянутых Ефремова и Шакурова это Светлана Иванова, Мария Миронова, Виктория Толстоганова, Алексей Гуськов, Сергей Гармаш, Федор Бондарчук, Юрий Ицков.

Далее. Очень интересным представляется многосерийный фильм под названием «Таинственная страсть». В его основу лег последний, автобиографический роман Василия Аксенова. В центре повествования — культовые персонажи 1960-х: Рождественский, Тарковский, Окуджава, Евтушенко, Ахмадулина, Плисецкая, Высоцкий ну и, собственно, сам Аксенов.

В предисловии к роману Василий Павлович писал: «Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру». То есть сериал будет вроде как и про реальных людей, но в то же время сходство с ними экранных персонажей можно считать случайным. Герои носят выдуманные, но красноречивые имена. Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо (роль сыграла Чулпан Хаматова), Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом (Евгений Павлов), Булат Окуджава — Кукушем Октавой (Алексей Агольян), Евгений Евтушенко — Яном Тушинским (Филипп Янковский), Роберт Рождественский — Робертом Р (Александр Ильин). Себя писатель окрестил Ваксоном (Алексей Морозов). Ну а кто сыграл Высоцкого, читатели, думаю, догадаются с первого раза. Правильно — Сергей Безруков! Но такого мощного грима, как в известном фильме, здесь не потребовалось.

Действие сериала разворачивается с 1958 по 1968 год. В 68-м, по мнению продюсера Евгения Евстигнеева, вместе с вводом советских войск в Чехословакию окончательно закончилась эпоха Хрущева и, следовательно, оттепель. А про нее как раз и речь.

Ну и, конечно, никак нельзя обойти вниманием очередной «Тихий Дон» — на сей раз снимаемый режиссером Сергеем Урсуляком, автором «Ликвидации» и «Жизни и судьбы». В отличие от упомянутых успешных работ мастера, нынешняя будет полноценно цветной. Ведь какой же «Тихий Дон» без красот тамошних мест?!

Это четвертая по счету экранизация романа Михаила Шолохова, но, приступая к работе, Урсуляк признавался, что картину Сергея Герасимова видел очень давно и специально не пересматривал, а с сериалом Сергея Бондарчука и вовсе незнаком.

Съемки проходили в станице Вешенская и ее окрестностях, в них приняли участие многие местные жители. Но, по словам режиссера, его предшественникам было значительно легче. Во времена Герасимова практически все — и строения, и ландшафты, и бытовой уклад — было близко тому времени, когда разворачивалось действие шолоховской эпопеи. Теперь же ради правдоподобия пришлось сооружать многочисленные декорации. Более того, жители Вешенской уже не занимаются сельским хозяйством, продукты покупают в магазинах, так что специально пришлось привозить коров и овец. Или вот еще проблема. Раньше в тех краях стоял кавалерийский полк, он и давал лошадей для съемок. Теперь полка нет, и лошадей донской породы пришлось искать по окрестностям. Против других пород категорически выступали консультанты.

Главные роли в сериале сыграли молодые актеры Евгений Ткачук и Полина Чернышева. Они не сразу приглянулись жителям Вешенской. По их представлению, настоящие казаки куда шире в плечах, чем Ткачук, а казачки, в отличие от Чернышевой, обладают пышным бюстом. В фильме заняты также Сергей Маковецкий, Александр Яценко, Людмила Зайцева, Никита Ефремов. Снял Урсуляк и свою младшую дочку — Дарью.