Когда в российской политике появятся новые персонажи?
Пока обычные граждане России наслаждаются идущим к закату летом, в головах людей государевых уже вовсю бродят тревожные осенние думы. Там, в сентябре, если помните, нас ожидает Единый день голосования (ЕДГ), которым открывается большой политический сезон: сначала региональные выборы, через год — думские, а еще через два — президентские.
Накануне в президентской администрации прошла встреча ведущих политологов и политтехнологов страны с первым заместителем главы АП Вячеславом Володиным и главой Управления внутренней политики Татьяной Вороновой, где шел доверительный разговор о предстоящем ЕДГ. Информация о встрече довольно скупа, но кое-какие прозвучавшие мысли и наставления из-за кремлевской стены донеслись. Попробуем их сформулировать тезисно.
Первое и главное. Кремль достаточно трезво оценивает политическую ситуацию в стране за ее пределами, ясно представляя трудности и риски текущего момента. Как и то, что одними лишь административными методами многие из сегодняшних задач уже не решаются — и это напрямую касается предстоящих выборов. Красной нитью в разговоре прошла простая мысль: время, когда от регионов можно было добиться «правильных» цифр для избиркомов путем давления, с помощью кнута и без всяких пряников, закончилось. Сигнал местной власти послан недвусмысленный: грядущая выборная кампания должна проводиться прозрачно и в рамках закона. Но это не означает, что на результат можно махнуть рукой. Совсем даже наоборот. Ответственность местных органов и всех участвующих в процессе за устойчивость властной вертикали остается, а вот привычные инструменты предлагается выбросить на свалку истории.
Хорошее пожелание. Благое. Но насколько оно исполнимо для «партии власти», которая в последние годы методично утрачивает влияние и авторитет? Тем более сейчас, после череды непопулярных решений. Оглядимся вокруг. Рост коммуналки, реальное обнищание вроде бы уже вставшего на ноги населения, введение платных парковок не только в столице, но и по всей стране, вялые телодвижения правительства и ЦБ по выходу из экономического кризиса, громкие скандалы, связанные то с разоблачениями сахалинского губернатора, то с демонстративным, отдающим безумием уничтожением еды, то с исчезновением с радаров самой знаменитой ныне заключенной Евгении Васильевой... Вызвать симпатиии к такой власти нелегко даже за огромные деньги, а уж в условиях повсеместно сжимающихсяя бюджетов это выглядит и вовсе непосильной задачей.
А тут еще удар под дых — запрет на использование образа Владимира Путина в агитматериалах «Единой России». А чем же тогда прикажите привлекать избирателя? Портретом главы правительства, которое за три года не смогло предложить ничего внятного для выхода страны из кризиса? А ведь именно премьер-министр является сегодня по совместительству лидером ЕР. Нет, не позавидуешь «единороссам»...
Но есть вторая — и тоже очень тяжелая! — проблема грядущего политсезона: катастрофическая нехватка новых лиц в политике. Если даже вы следите без устали за всеми ток-шоу на ТВ-экранах, что вы вынесете из них? Там по кругу тасуется замусоленная колода одних и тех же персонажей. Они горячась, перебивают друг друга, машут руками, брызжут слюной, но, бог мой, как же предсказуемы их речи, как навязли они в ушах российского зрителя-обывателя-избирателя! В словесном потоке (как правило, страсти бушуют вокруг высоких геополитических тем) он не в состоянии расслышать хоть что-то конкретное, важное для себя и своей семьи, для своей жизни. Рассчитывать на живой отклик, на включение в политический процесс хотя бы части этой смертельно уставшей от такого однообразия и надменного высоколобия аудитории, на мой взгляд, наивно. А ведь судя по настроениям нынешних думцев, большинство из них надеется через год оказаться в новом составе парламента. Но если итоги выборов действительно будут зависеть от мнения избирателей, то как же можно витать так высоко над грешной землей?
Про президентские выборы и вовсе говорить неловко. Когда первыми в качестве предполагаемых кандидатов отреагировали вечные Зюганов и Жириновский, которые заявляются на выборы уже в течение двух десятилетий только лишь для того, чтобы служить фоном, задником на сцене, кампания заранее отдает фарсом. Гротескно выглядит и эта новость: вот и Григорий Явлинский вдруг встрепенулся и пожелал тряхнуть стариной, заявиться в президентский турнир. Реликтовый персонаж, исчезающий на годы и десятилетия в неизвестном направлении... Для полного абсурда не хватает явления народу еще какого-нибудь былинного героя вроде Артема Тарасова.
Я не врач, но возникает стойкое ощущение какого-то кадрового тромба, поразившего нашу политическую систему. Одно время показалось, что «русская весна» и крымские события явили на свет свежих, энергичных и ярких людей. Вот именно: показалось... Похожая ситуация царит не только в думских партиях. Крикливая либеральная московская оппозиция, которая попыталась одно время сделать шаг с Болотной площади в сторону российской глубинки, показала никчемность, непопулярность («страшно далеки они от народа!») и... все ту же унылость выдвигаемых в лидеры кандидатур.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации
— Я бы не согласился с утверждением, что в российском политическом процессе нет новых лиц. В регионах стартовали и пошли праймериз, в том числе и у «Единой России». К ним привлекают общественников и популярных местных спикеров, это и есть то самое обновление «подлеска». Правда, рано говорить, насколько серьезно изменится весь ландшафт... Пока же я приветствовал бы сам факт того, что партия власти демонстрирует желание обновить ряды, а Кремль дает партиям установку на создание конкурентной среды на выборах. Что касается истории вокруг образа Путина, то единороссам действительно не рекомендовано использовать его на выборах. Надо больше опираться на предложения и идеи в пользу здравой социально-экономической политики.