Этот призыв услышали в Америке и Европе, но не в России
В Италии распродают старинные дворцы-памятники. Финансовые службы Франции облагают налогами яхты из офшоров. США требуют отменить банковскую тайну при налоговых запросах. В кризис казна нуждается в дополнительных доходах, и власти справедливо полагают, что деньги следует взять из кармана миллионеров. Но нам их пример не указ.
Итальянское правительство нашло способ заработать 42 млрд евро на своем прошлом: по всей стране выставляются на продажу дворцы и замки. Всего к распродаже готовится 350 исторических объектов. В список попали палаццо Диедо на Большом канале в Венеции, старинные армейские казармы в Болонье, дворец Болис в Милане и так далее. Министр экономики Витторио Грили надеется таким способом ежегодно пополнять казну на
Скептики говорят, что время для распродажи неподходящее — инвесторы опасаются обвала евро. Но власти стоят на своем: казна пуста, долги растут, а содержание дворцов требует огромных денег. В стране и за рубежом найдется немало богачей, желающих стать обладателями памятников истории и культуры.
Во Франции налоговая полиция нашла другую «копилку»: шикарные яхты в акватории Лазурного Берега. Подавляющее большинство судов зарегистрированы в офшорных зонах, но якорь бросают в Европе. Законы разрешали им безналоговую стоянку сроком до 18 месяцев. После чего яхты уходили в порт приписки и через неделю возвращались. В 2010 году псевдорейсы попали под запрет. После полуторагодовой стоянки следует либо покинуть территориальные воды, либо зарегистрировать яхту в Европе и, соответственно, платить налоги. А налог на приличную яхту доходит до трети ее стоимости.
Полиция Лазурного Берега занялась усиленным поиском и арестами судов. Аналогичные меры принимают в Италии, у берегов которой стоят на якоре не менее 70 тысяч офшорных яхт ценой от миллиона евро и выше.
Поиском дополнительных доходов заняты за океаном: Министерство юстиции отправило в Швейцарию требование предоставлять информацию о счетах граждан США. Американские власти расследуют деятельность 11 швейцарских банков, которые подозреваются в помощи американским клиентам в уходе от налогов. По законам США все должны предоставлять данные об иностранных счетах, превышающих 10 тысяч долларов, и нарушителям грозят штрафы до 50% от «спрятанной» суммы.
В Швейцарии с 1935 года действует закон о банковской тайне, который гарантирует конфиденциальность сведений о вкладах. Но США вместе с Евросоюзом намерены добиться от Берна принятия поправок, с тем чтобы банковская тайна не позволяла гражданам уходить от уплаты налогов родному государству.
Все эти примеры объединяет одно: стремление развитых стран пополнять казну любыми законными способами, но, как правило, за счет сверхдоходов своих богатых граждан. В России — увы! — все наоборот. Весь мир удивляется безмерному богатству и роскоши наших толстосумов при общей бедности населения. К владельцам шикарных особняков, яхт и офшорных счетов у нас нет вопросов.
А могло быть иначе, но: Законопроект о дополнительном налоге на роскошь лежит в Госдуме без движения. Система контроля за расходами госслужащих до сих пор не создана. Мертвым, но практически бесплатным капиталом лежит скупленная впрок земля вокруг мегаполисов. Перечисление можно продолжить:
Павел Бунич, президент Союза арендаторов и предпринимателей
— Италия, Франция в ситуации кризиса нажимают именно на богатых. Эти страны ищут наиболее рациональные, гуманные пути хозяйствования. А в нашей стране просто забыли, что в Конституции есть статья о социальном государстве. Экономисты и депутаты уверяют, что попытка обложить налогами офшорные вклады граждан принесет стране страшный вред, что это противоречит экономической теории и приведет к оттоку капитала. Хотя даже в США, оплоте рыночной экономики, если собственность оплачивается из офшора, то это надо указывать в налоговой декларации, иначе — тюрьма. Там почти на все офшорные счета уже распространяется налоговая юрисдикция США.
У нас стоит об этом вслух заговорить, как поднимается крик. Потому что законы покупает и заказывает экономическая элита. Получается, мы живем под диктовку нескольких тысяч человек, которые сами и в России-то почти не бывают. Всем этим людям, катающимся на своих яхтах и живущим в замках на Лазурном Берегу, не нужны медицина и образование в России. Поэтому покупаются чиновники, юристы, экономисты, эксперты, которые придумывают теоретическое обрамление, пытаются доказать, что именно сегодня стране не нужно и не выгодно заниматься социальными программами и облагать налогами богатых. Эти люди рассматривают страну как временные копи, которые нужно еще какое-то время эксплуатировать, а потом хоть трава не расти.