Когда работодателем у нас было государство, уход на больничный с легкой простудой был чем-то вроде внепланового отпуска. Помните фильм "Кто поедет в Трускавец"? Главный герой, которого блистательно сыграл Александр Кайдановский, утомленный каждодневной рутиной в лаборатории, обрел свободу как раз с помощью бюллетеня. Сгонял в поликлинику, сказал доктору, что болит нога, и отправился навстречу большой любви в исполнении Маргариты Тереховой. Больничные листки даже подделывались. Согласно КЗоТ, при стаже от 1 до 5 лет пособия захворавшему составляли 60 процентов от месячного заработка, от 5 до 8 лет - 80 процентов, свыше 8 - 100.
Эта норма действует и сейчас, но с 2002 года по инициативе Фонда соцстраха у пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам появился верхний предел. В 2002 году максимальный размер пособий был ограничен 11 700 рублями, в 2005 году - 12 480, в 2006-м - 15 тысячами, в 2007-м - 16 125. Хочешь - хворай максимально разрешенные пять месяцев, из них четыре - непрерывно. Но если зарабатываешь 30 тысяч, то при уходе "на больничный" теряешь почти половину месячного дохода. От такой арифметики только еще больше скрючит.
Правда, недавно случился прецедент, порадовавший многих будущих мам. Юрист агентства недвижимости из города Сарова Татьяна Баныкина, получавшая 30 тысяч рублей по уходу в декретный отпуск, обнаружила, что ее пособие почти вдвое ниже, и обратилась в Конституционный суд. Тот отменил норму, которая ограничивала упомянутый размер ежемесячного пособия по беременности. После чего правительство расщедрилось и подняло "потолок" пособия до 23 400 рублей.
За молодых мам можно порадоваться, чего не скажешь о всех остальных гражданах. Пособие по временной нетрудоспособности осталось прежним, а в ближайшие три года вырастет всего на тысячу с небольшим.
То есть прибавка даже инфляцию не покроет. Однако никто из "небеременных" пока не обращался в Конституционный суд по поводу ущемления интересов хворающих работников. Похоже, смеляковские строки "Если я заболею, к врачам обращаться не стану..." стали девизом времени. Хоть умри, но иди на службу.
И еще любопытная деталь. Больничный лист стал таким же конфиденциальным документом, как ведомость о зарплате. Раньше доктора писали в нем, какая болячка скрутила пациента, а теперь - ни слова, даже если это банальное ОРЗ. Так что болеть без особых хлопот может разве что работодатель. И никто не узнает чем.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Андрей ЧЕРКАСОВ, руководитель Департамента социальных гарантий ФНПР:
- Сейчас законы направлены на то, чтобы человек трудился, как автомат. Кстати, в 2005 году в Закон о бюджете фонда соцстраха была введена такая норма: первые два дня больничного пособия оплачивает работодатель, а далее деньги идут из фонда соцстраха. Фонд и работодатель свои расходы стараются минимизировать. При этом поощрения за "неболение", может, и есть на отдельных предприятиях, но лично я таких н е знаю.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Игорь ПОПОВСКИЙ, адвокат Международного адвокатского бюро "Мюллер, Аверин и партнеры":
- Сфера выдачи бюллетеней остается привлекательной для разного рода жуликов. Бывает, бюллетенями торгуют. Но случаются и совсем неожиданные повороты. Недавно в Москве мы благополучно для нашего подзащитного завершили рассмотрение уголовного дела по факту получения взятки врачом одной из поликлиник Москвы. Врачу вменялась в вину незаконная выдача больничных листов. Выглядело все очень правдоподобно. Но это был навет недоброжелателя на доктора, который таким образом его оклеветал. По прошествии двух месяцев дело было закрыто, и честное имя человека удалось отстоять.
Кирилл ИВАНОВ, старший юрисконсульт "Объединения адвокатов "Крысанов и партнеры":
- В последнее время судебных споров между работодателями и сотрудниками по вопросам оплат больничных листов стало поменьше. В 1990-е годы в этой сфере все выглядело гораздо хуже. Ситуация начала меняться, когда в 2004 году организовали инспекцию по труду и увеличили штрафы за подобные нарушения. С той поры если споры и возникают, то чаще вследствие трудового увечья и профессионального заболевания.
Сегодня в мировом суде я веду характерное дело о взыскании зарплаты и оплаты больничного листа. Сотрудница обратилась к мировому судье с исковым заявлением. Дело в том, что, находясь на больничном, она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Работодатель в этот же день издал приказ о ее увольнении, при этом не оплатил ее больничный лист и не выплатил зарплату. Уверен, что ее права мне удастся отстоять.