Но никто не догадался проанализировать структуру фильма, не попытался "отделить" историю советского разведчика Исаева от роли немецкого офицера Штирлица.
Подобный эксперимент совершил коллектив авторов в документальном сериале "Мифы без грифа" ("Россия"), показ которого, начатый на минувшей неделе, завершился аккурат в понедельник. Его создатели задумали и осуществили интереснейшее дело: они взяли несколько популярных лент нашего кинематографа, в которых в той или иной степени отражена работа отечественных спецслужб, и проследили соотношение там художественного вымысла и стоящих за ним реальных фактов. Надо сказать, что не все авторы давних фильмов - а среди них были такие превосходные произведения, как "Бег", "Операция "Трест", "Тегеран-43", - верно поняли замысел теледокументалистов. Им показалось вдруг, что нужно защищать свои творения. Ради доказательства права на художественную фантазию А.Джигарханян, блестяще исполнивший роль чекиста Артузова в ставшей уже классической "Операции "Трест", вспомнил даже споры о личности Шекспира, в жизни и судьбе которого потомки не могли отделить мифы от подлинных фактов.
Впрочем, противоречия между кинематографистами и тележурналистами на деле оказались мнимыми: ведь авторы "Мифов..." использовали те материалы, что прежде были неизвестны или закрыты для общественности, в том числе и для создателей популярных фильмов.
В частности, по архивным данным спецслужб, только сейчас выяснилось, что главная роль в проведении операции "Трест" принадлежала не Артузову, а одному из его подчиненных. И что А.Якушева удалось склонить к сотрудничеству с чекистами не в результате серьезных философских и политических дискуссий (вспомните замечательные диалоги в фильме в исполнении А.Джигарханяна и И.Горбачева), а путем элементарного шантажа.
Но дело, в конце концов, не в деталях. Главное в том, что авторы "Мифов...", тесно переплетая факты и вымыслы, помогают нам глубже и точнее понять существо, подоплеку происходившего много десятилетий назад.
Уже в первом, лучшем, пожалуй, фильме "Мифов" - "Диктатор Крыма" - соседство в монтажном строе генерала Хлудова, персонажа фильма "Бег", с его реальным прототипом Яковом Слащевым оказывается на редкость плодотворным: между этими двумя фигурами оказалось немало общего. А недостаток видеоматериалов, оставшихся после прототипа, удачно компенсируется обилием выразительных кинокадров с вымышленным персонажем. И то, что было в намерениях Хлудова, - вернуться на свою покинутую во время гражданской войны Родину, - осуществил в реальной жизни Слащев...
Постоянное параллельное развитие двух пластов - жизнь и кино, кино и жизнь - иногда значительно обогащает наши представления о реальности. Так случилось с историей, рассказанной в игровом фильме "Путь в "Сатурн", а теперь воспроизведенной в четвертой части документального сериала, названной "Байкал" почти не виден". Написанная в свое время книга и снятая по ней лента оказались гораздо менее интересными и значительными, нежели то, что случилось в жизни с одним из прототипов главного кинематографического героя А.Козловым.
Прошедший немецкий плен, рискованную работу в качестве "двойного агента", затем "наши" лагеря, реабилитированный и по заслугам оцененный Родиной лишь двадцать лет спустя, 83-летний ветеран далек сегодня от благодушия. Его подробный рассказ о событиях времен Великой Отечественной завершается горестным выводом, что им "прожита чужая жизнь". Зазор между реальностью и художественным фильмом и в предыдущих трех сериях довольно ощутимый, тут, пожалуй, впервые обретает конфликтное звучание.
В заключительной, пятой серии, претенциозно названной "Операция "Эврика", или Тегеранское застолье", теледокументалисты почти полностью отошли от "Тегерана-43", сосредоточившись на фактах самой встречи "Большой тройки", благо, на сей раз видеоматериалов оказалось более чем достаточно. А еще нам рассказали о советских разведчиках-нелегалах и руководителе нашей резидентуры в Иране. Получилось весьма познавательно, однако точность замысла померкла. Проза документа и поэзия художественного произведения, прежде прихотливо переплетавшиеся, спорившие и соглашавшиеся друг с другом, на сей раз разошлись по своим, отделенным друг от друга непроходимой стеной квартирам.
А жаль: документальная серия, как она была задумана и выполнена в первых своих частях, претендовала стать если не прорывом в области телевизионного творчества, то, по крайней мере, долгожданным шагом вперед на этом пути.