НЕХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

У нас теперь снова есть Продовольственная программа. Между прочим, приняли ее именно в 25-летнюю годовщину "исторического" майского пленума ЦК КПСС, утвердившего в 1982 году еще советскую Продовольственную программу, которая, как помнит старшее поколение россиян, очень скоро обернулась пустыми прилавками, талонами на сахар, мыло, водку и табак.

Нынешняя, новая, программа рассчитана всего на одну пятилетку, к тому же принималась на заседании правительства. Правда, разрабатывалась или как минимум корректировалась на той же самой Старой площади. И цены на хлеб резко подпрыгнули именно к тому самому моменту. Скажете, совпадение? Но вот почему-то и цены на квартиры резво поскакали в гору сразу после обнародования приоритетного национального проекта "Доступное жилье". И кому же оно теперь стало доступно?
Говорят, исторический процесс идет не по кругу, но по спирали, регулярно возвращаясь к начальной точке на новом витке. Скажем, когда-то нашей страной, которая называлась СССР, управляли министерства, Госплан и Госснаб. В результате абсолютно любой товар был в дефиците, а более-менее приличный ширпотреб можно было найти только за границей. Куда нас, однако, не пускали заботливые партия и правительство.
Но ведь сегодня мы странным образом наблюдаем нечто вроде былого партхозстроительства. Все большее число отраслей российской экономики опять сливают в государственные холдинги - под лозунгами "стабилизации", "укрепления" и "развития". За подъем отечественного авиастроения теперь у нас отвечает госавиахолдинг, аналогичный супермонстр создается в судостроении, информационных технологиях и т.д. Прорыв в сфере высоких технологий должна будет обеспечить государственная нанокорпорация. Даже капитальным ремонтом жилья и переселением из аварийных развалюшек займется Фонд содействия реформированию ЖКХ (который от 250 млрд. рублей, выделенных президентом на эти цели, первым делом "откусил" 10 млрд. на собственное содержание).
На Западе тем временем, наоборот, государственный сектор экономики сокращается (например, в Италии приватизируют госавиакомпанию "Алиталия", созданную еще после войны). Зато повсеместно растет частный сектор, и вместе с ним растет благосостояние трудящихся, увеличивается доля среднего класса. Он уже во многих странах стал большинством общества, объединяющим 65-70 процентов населения. А в России - увы! - эта 12-15-процентная прослойка до сих пор состоит в основном из госчиновников.
И, наверное, не случайно все больше появляется примет, казалось бы, навсегда ушедшего времени. Вот, скажем, возрождаются народные дружины, что на фоне коррумпированности органов МВД выглядит насмешкой над здравым смыслом. Все громче звучат призывы воссоздать лечебно-трудовые профилактории (пресловутые ЛТП) для "нестойких" членов общества, а также систему всеобщего охвата нормами ГТО для остальных трудовых масс - видимо, тех, у кого нет денег на посещение супердорогих фитнес-центров.
Конечно, деньги для финансирования этих подзабытых новаций имеются: Стабфонд пухнет от нефтедолларов. Но мы помним, что обвал советской экономики начался в результате падения мировых цен на нефть.
А ВЫ БЫ ЧТО ВЕРНУЛИ ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО?
Галина СТРЕЛА, советник ФНПР:
- Я считаю, что молодежные организации СССР могли бы спокойно жить - например, пионеры, комсомол. Может, под другими названиями. Впрочем, пионеры - хорошее слово, в переводе означает "идущие впереди", разведчики. Нам следует любой опыт использовать, чтобы всерьез заняться молодежной политикой. Иначе вместо патриотов в стране останутся одни потребители с обывателями.
Борис ГРАЧЕВСКИЙ, руководитель "Ералаша":
- Если бы наш журнал не выжил в перестройку, то сейчас его стоило бы возродить. Это совершенно точно.А вообще стоит вернуть и некоторые программы советского ТВ, которые всем нам напоминали, что мы - великая страна.
Сергей КАПИЦА, ученый и телеведущий:
- Я бы попытался вернуть интерес к науке, который в советское время существовал. Вспомните: журнал "Наука и жизнь" выходил 3-миллионным тиражом. Активно работало общество "Знание". На телевидении была масса передач, посвященных проблемам науки, - например, хорошо мне знакомая "Очевидное - невероятное". Сейчас единственная такая программа транслируется далеко за полночь, и молодежь, к которой передача обращена, ее не видит. Стоит ли удивляться, что к науке она довольно равнодушна.
А вообще сам факт, что сейчас возвращается советская атрибутика, это не очень хорошо. Значит, в стране отсутствует современная идеология.