РУСТАМ ИБРАГИМБЕКОВ: НАШЕГО "КОЧЕВНИКА" УВИДИТ ВЕСЬ МИР

Масштабный исторический фильм "Кочевник" всего лишь несколько раз был показан на экранах Алма-Аты и Астаны, а киноманы всего мира (и это не преувеличение) уже предвкушают встречу с этим грандиозным кинопроектом, равного которому на постсоветском пространстве еще не было. О масштабе съемок говорят такие цифры. В создании этого эпического полотна участвовали более 250 специалистов из 25 стран мира. В фильме 22 основных героя и около 300 эпизодических персонажей, в массовых сценах задействовано более двух тысяч статистов. Для батальных сцен было изготовлено 13 тысяч единиц оружия, 150 казахстанских и джунгарских юрт, 15 тысяч ковров, одеял, подушек, столько же - костюмов, обуви, предметов украшения. В съемках было занято более 300 отборных лошадей и более 70 каскадеров. И всем этим огромным хозяйством заправлял художественный руководитель постановки, известный драматург Рустам ИБРАГИМБЕКОВ. Когда мы встретились с ним в московском офисе его кинокомпании "Ибрус", кстати, принимавшей участие в работе над фильмом с российской стороны, первый вопрос родился сам собой:

- Впору говорить о кинопроекте века, о казахстанском "Титанике", если иметь в виду размах, масштаб фильма...
- В Америке профессионалы оценили бюджет "Кочевника" - исходя из того, что они увидели на экране - в 100 миллионов долларов. Реально на нашу картину мы потратили 34 миллиона долларов, из них пять миллионов ушло на модернизацию студии "Казахфильм", на закупку новой техники. Да, если угодно, это такой казахский "Титаник", хотя он и получился значительно дешевле.
- Как родился замысел этого проекта?
- Прямо могу сказать, что идейным вдохновителем фильма был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Кстати говоря, я зашел к нему в кабинет как потенциальный автор сценария фильма, а вышел еще и художественным руководителем постановки. Так вот, Нурсултан Абишевич объяснил, что он хотел бы увидеть на экране большую, масштабную картину, которая рассказала бы всему миру о Казахстане, о его народе, истории. Как выяснилось, уже несколько раз такую ленту пытались сделать, проводились творческие конкурсы, но результата это так и не дало. И можно понять почему. Я с огромным интересом и уважением отношусь к казахстанскому кино, знаю его изнутри - как руководитель конфедерации Союзов кинематографистов. Считаю, что это одна из самобытнейших кинематографий на всем постсоветском пространстве. Но создающая в основном артхаусные, рукодельные произведения, которые рассчитаны на подготовленного зрителя. Эти фильмы пользуются известным спросом на международных фестивалях, собирают в европейских киноклубах свою небольшую аудиторию, но даже в самом Казахстане их мало кто смотрит. А картину масштабную, большую, которая прогремела бы по всему миру, сами казахстанские кинематографисты выпустить, к сожалению, не могут. Это все равно как на скромном авиационном заводе вдруг начать выпускать "боинги". Для этого надо все-таки сначала завезти материалы и людей со стороны. Ведь речь идет о современных технологиях, которыми и в мире мало кто владеет.
Примерно так я объяснил президенту, и он меня понял и поддержал. В итоге наряду с мастерами своего дела из Казахстана, России у нас, например, появился художник по костюмам, который участвовал в создании "Гарри Потера". Спецэффектами у нас занимался специалист, в послужном списке которого нашумевший американский фильм "Перл Харбор". Художником-постановщиком выступил постоянный соратник Эмира Кустурицы. Словом, на "Кочевника" работала "кинематографическая сборная мира", как об этом написали казахстанские журналисты. И в этом, поверьте, нет большого преувеличения.
- Почему у вас в картине сразу три режиссера-постановщика? Одному было не поднять такую махину?
- Не совсем так. Когда в процессе уточнения замысла стало ясно, что нам без Америки, без американских "звезд" не обойтись, возникла фигура Милоша Формана, автора знаменитых фильмов "Пролетая над гнездом кукушки" и "Амадей", с которым я давно знаком. Он согласился быть исполнительным продюсером нашего фильма. Милош предложил в качестве постановщика Ивана Пассера - замечательного драматурга, кстати, сценариста многих фильмов самого Формана, и не менее замечательного режиссера, поставившего в Чехии блистательный фильм "Интимное освещение", а в Америке - добрый десяток лент, в частности, телевизионную картину "Сталин". Этот тандем Форман - Пассер стал структурообразующим, что ли, они подбирали себе специалистов по всему миру. Более того, Иван Пассер отснял уже половину картины, когда случилось непредвиденное. Но тут надо сделать небольшое отступление.
Дело в том, что "Кочевник" снимался с соблюдением всех юридических, организационных, технологических норм западного, в частности американского, кино. Были подписаны договора со всеми мыслимыми гильдиями, страховыми компаниями. За их соблюдением следила туча юристов. И когда в конце ноября в Казахстане стало настолько холодно, что у нас на съемках пала лошадь, а некоторые водители начали согреваться традиционным для наших мест образом, мы вдруг получили требование от режиссерской гильдии США приостановить съемки на зиму в связи со сложными производственными, погодными условиями. И мы вынуждены были остановиться. Картина сразу оказалась под ударом.
Актеры, специалисты могли разбежаться по другим проектам. Но оказалось, что понятие солидарности, взаимовыручки никуда не делось в этом мире. Когда мы по весне возобновили съемки, к нам почти все вернулись. Но к тому времени изменились уже наши обстоятельства. Перерыв в работе привел к значительным издержкам. У нас сократился денежный лимит на оставшуюся часть съемок. Иван Пассер отснял половину картины за 12 недель. Оставшуюся половину в сложившихся условиях надо было снять уже за шесть недель. Пассер, тщательно работающий режиссер с классическими навыками, сказал, что ему будет сложно уложиться в такие сроки. Вновь возникла заминка.
Нас выручил Сергей Бодров-старший, живущий нынче в Америке. Но начинал он как раз в Казахстане, где снял, в частности, замечательную дебютную картину "Непрофессионалы", а уже потом сделал международную карьеру. В итоге Сергей Бодров блистательно справился с тем, что так испугало Пассера. Он в короткие сроки снял оставшуюся половину картины. Не утратив эпического дыхания фильма, он сумел добавить в него психологическую емкость и точность.
Наконец, третьим сорежиссером стал Талгат Теменов, который участвовал в работе над картиной с начала и до конца. Как человек, выросший в Казахстане, он оказался очень нужен и полезен и на съемках, где его мнение обязательно учитывалось, и особенно в период подготовки казахского варианта фильма.
- Надо так понимать, что будут еще и русский, и английский варианты?
- Обязательно! Картина, как мы и замышляли, пойдет по всему миру. Само собой, покажем ее в России. Прокатом "Кочевника" в США и англоязычном мире займется знаменитая голливудская компания "Мирамакс". Она серьезно подошла к делу. Например, на рекламу фильма планируется выделить 20 миллионов долларов. Только для Лос-Анджелеса и Нью-Йорка печатается 500 копий фильма. Такой интерес к фильму в США понятен: в нем снялись популярные американские актеры Марк Дакаскос, известный по фильмам "Братство волка", "Двойной дракон", "База", и Джейсон Скотт Ли, прославившийся картинами "Книга джунглей", "Карта человеческого сердца", "Солдат", а также восходящие звезды Голливуда Куно Бекер и Джей Эрнандес. Прокатом в европейских странах занимается компания "Уайлд Банч". Что касается Казахстана, то задача ставится так, чтобы ленту увидела вся республика. При том интересе, который испытывают зрители к "Кочевнику", думаю, это вполне реально.
- На съемки фильма "Кочевник" в Казахстан едут голливудские актеры, а знаменитый писатель Пауло Коэльо в это же время пишет книгу "Заир", во многом напитанную казахскими легендами, сказаниями. Почему Казахстан стал вдруг так всем интересен?
- Мне кажется, уникальность современного Казахстана состоит в том, что он, с одной стороны, бережет свои национальные обычаи и традиции - это касается особенностей кухни, семейного уклада, архитектуры и т.д. С другой стороны, это стремительно развивающаяся, динамичная, открытая миру страна. Я никогда не хвалил высокопоставленных руководителей, но для меня очевидно, что благотворные перемены в Казахстане происходят во многом благодаря Нурсултану Назарбаеву. Он сумел, образно говоря, с лошади первого секретаря ЦК перескочить на породистого скакуна по имени "рынок" и уверенно его оседлать, приручить.
Побывайте, например, сегодня в Астане. Когда-то, напомню, это был Целиноград - маленький, скучный, пыльный городишко, куда в советское время мы ездили собирать целинный урожай. Сейчас это грандиозный современный город с потрясающей инфрастуктурой, который вырос у нас на глазах за десять последних лет. Вокруг все, как было тысячу, десять тысяч лет назад, а здесь - мощный остров цивилизации ХХI века. Это сочетание придает Казахстану необыкновенное очарование. Не случайно, думаю, сюда приехал и Пауло Коэльо. Его, кстати, опекал Имангали Тасмагамбетов, ныне мэр Алма-Аты, который по поручению Назарбаева курировал и наш фильм. Человек высокой культуры, коллекционер, энциклопедист, он по-настоящему влюблен в Казахстан, в его историю. И сумел заразить этой любовью и нас, и, надо думать, Коэльо. Знаменитый писатель побывал практически во всех странах мира, но почему-то о них ничего не написал. А вот о Казахстане написал. Значит, в этой стране есть загадка, есть тайна, которую интересно разгадывать...
Беседу вел