Можно засомневаться: многих ли у нас заинтересуют столь экзотические инструменты, как дудук и зурна? Тем не менее на концерте Дживана (так, только по имени, называют своего любимца его соотечественники) зал был заполнен до отказа. Безусловно, сказалась давняя традиция крепких культурных связей между Арменией и Россией. Но, следует отдать дань самому Гаспаряну, великолепно исполнившему со своим ансамблем сочинения Комитаса, Саят-Новы, собственные произведения, сыгравшему на свирели и зурне и даже спевшему...
Кто же такой Дживан? Отвечу вопросом: многие ли фольклористы могут "похвастаться" пиратскими вариантами своих записей? У Гаспаряна их уйма, хотя особой радости он по сему поводу не испытывает, огорчаясь не столько денежными потерями, сколько низким качеством этих изданий. К нему с уважением относятся европейские кинематографисты и Голливуд, где за последние 8-9 лет мастер записал саундтреки к 17 фильмам. В том числе и к оскароносному "Гладиатору", который получил "Золотой глобус" за лучшую киномузыку в 2000 году. Композитор этого фильма Ханс Циммер записал на пленку импровизацию Гаспаряна на дудуке, и именно она стала ведущей музыкальной темой картины.
Два слова о дудуке. Армянской музыке от роду вот уже почти четыре тысячелетия, а дудук появился в III веке н.э. Его сделали из абрикосового дерева. С тех пор без этого духового инструмента с тихим, задумчиво-проникновенным звуком у армян не обходится ни одно значительное событие - ни свадьба, ни общенациональный праздник. Дживан Гаспарян не только прославил дудук на весь мир, написал для него массу сочинений, но 30 лет назад открыл в Ереванской консерватории факультет этого инструмента, а также сконструировал бас-дудук. В скором времени энтузиаст собирается открыть в Ереване специальную школу дудука.
Если концерт Дживана в Москве был без преувеличения звездным, то выступление Армянского филармонического оркестра скорее можно трактовать как творческий отчет перед взыскательной столичной публикой. Своего рода экзамен пришлось держать и 30-летнему дирижеру Эдуарду Топчяну, лишь полгода назад возглавившему оркестр. Его имя лучше известно в Европе, которую музыкант исколесил со своим камерным оркестром "Серенада", а вот в Москву наведаться пока не удавалось. Состав симфонического коллектива также был частично обновлен, поэтому о полной сыгранности говорить рано. Результат - не слишком уверенное исполнение симфонической фантазии Чайковского "Буря". Пьеса, скорее, напоминала штиль с негромкими двухбалльными всплесками. Хрестоматийный Концерт для скрипки с оркестром Арама Хачатуряна, некогда посвященный автором его первому исполнителю Давиду Ойстраху, оркестр играл с солисткой Сибилле Чопп из Швейцарии. Играли спокойно. Хачатуряновские страсти, казалось, не задели уравновешенную швейцарскую душу, зато техника была продемонстрирована изрядная: Сибилле имеет довольно большой опыт выступлений перед европейской и американской публикой, ее мастерство было отмечено несколькими премиями и наградами. Первого отделения коллективу хватило, чтобы преодолеть понятное волнение, и во втором Фантастическая симфония Гектора Берлиоза вполне удалась. Так что оркестр, отмечающий нынче 60-летие и имеющий большие традиции (с ним выступали А. Хачатурян, Д. Шостакович, С. Прокофьев, С. Рихтер, М. Ростропович, В. Клиберн и другие мировые звезды, несколько лет коллективом руководил Валерий Гергиев), сделал хорошую заявку на дальнейший профессиональный рост.