ЗАКОН О БРАКЕ - С БРАКОМ

В зените лета Поднебесная охвачена жаркими, под стать июльскому зною, дебатами об изменениях и дополнениях к закону КНР о браке. Обсуждение идет поистине всенародное - в дискуссиях принимают участие не только эксперты (социологи, юристы, психологи и т.д.), но и все заинтересованные лица. А таковых в КНР насчитываются не десятки даже, а сотни миллионов.

За двадцать лет, прошедших со времени принятия "домостроя" с китайской спецификой, в обществе произошли разительные перемены. По мере роста благосостояния традиционная модель семьи постепенно вытесняется новой - с большей экономической независимостью супругов, заметным раскрепощением нравов и, как следствие, целым ворохом сопутствующих проблем.
Абсолютное большинство участников дискуссии считает необходимым сохранить в новой редакции старого закона такие принципы семейно-брачных отношений, как свобода выбора супругов, обязательная регистрация брака и его моногамный характер. Однако эксперты, а вслед за ними и обыватели расходятся в оценке критериев недействительного брака и по вопросу о порядке разрешения имущественных споров при разводе. Эта проблема затрагивает интересы многих - ежегодно в КНР на 9 миллионов пар новобрачных приходится 450 тысяч пар, расторгающих брак полюбовно, и еще 700 тысяч тех, кто расстается через суд.
Тревогу специалистов вызывает также обвальный рост числа случаев внебрачного сожительства и двоеженства. В зажиточных районах Юга Китая далеко не редкость явление "бао эр най" ("содержание второй дамы"), получившее распространение не только в среде бизнесменов, но и чиновничества. В зависимости от состояния кошелька современным наложницам снимают квартиры, покупают виллы, устраивают роскошные увеселительные поездки, заводят банковские счета и перечисляют на них внушительные суммы.
Эта феодальная практика угрожает устоям не только китайской семьи, но и всей общественной морали, утверждают поборники ревизии брачного кодекса, а потому на борьбу с ней нужно мобилизовать закон. Но если одни предлагают обойтись лишь перечислением прав супругов, то другие настаивают на обязательном внесении пункта об ответственности за соблюдение супружеской верности.
Неизжитыми, несмотря на наличие в тексте старого закона соответствующего параграфа, остаются и факты насилия в семьях. В ходе недавнего анонимного опроса установлено, что примерно в трети супружеских пар отношения нередко выясняются с помощью кулаков, сковородок и прочих орудий физического воздействия. И хотя никто не оспаривает необходимости положить конец побоям у домашнего очага, эксперты, а вместе с ними и общество, пока не находят общий язык в том, что же считать насилием применительно к семейно-брачным отношениям.
Стоит отметить, что за минувшие два десятилетия попытки модернизации китайского "домостроя" предпринимались уже неоднократно. Однако закон проявлял завидную живучесть и, пользуясь отсутствием единства в стане критиков, неизменно выходил победителем. Удастся ли побороть его сообща на этот раз?