"ЗАТЕМНЕНИЕ" В КЭМП-ДЭВИДЕ

Палестино-израильские переговоры при посредничестве Клинтона в летней резиденции американского президента идут в абсолютной секретности. Резиденция, основанная Эйзенхауэром и названная им в честь своего внука, находится в ста километрах к северу от столицы в гористой местности штата Мэриленд. В первый день переговоров телевидение показало, как Барак и Арафат шутливо стараются уступить друг другу честь войти первым в коттедж, где должны начаться их переговоры, - и на этом информация о Кэмп-Дэвиде оборвалась.

Там официально объявлено "затемнение" (blackout), то есть отныне и до окончания этого саммита любое сообщение о деталях его развития будет не более чем домыслом. Пресс-секретарь Белого дома Джо Локхарт второй день отказывается на брифинге сообщить хотя бы мельчайшие подробности о том, как идут дела, - "в интересах создания наиболее благоприятных условий для достижения соглашения". Впрочем, сообщая о переговорах, он в шести предложениях четыре раза употребил слово "трудные" и трижды - слово "борьба". Но непонятно, зачем вообще в местечке Тэрмонт, километрах в десяти от Кэмп-Дэвида, создан временный пресс-центр, если съехавшихся туда со всего света журналистов потчуют столь дозированной информацией.
После 52 лет израильско-палестинского противостояния и семи лет переговоров, которые пока не привели к радикальному решению больных проблем, условия для нового взрыва насилия зреют и накаляются стараниями экстремистов с обеих сторон. Кроме того, Арафат связан обещанием, которое он дал соплеменникам, провозгласить независимость Палестинского государства не позднее 13 сентября - дня, который обе стороны назвали как оптимальную дату достижения окончательного урегулирования. Израильтяне, со своей стороны, заявляют, что в случае одностороннего шага Арафата они аннексируют всю землю на западном берегу Иордана, где имеются еврейские поселения, их вооруженные силы уже готовятся к такому сценарию.
Пока же главные разногласия, с которыми Барак и Арафат сели за стол, заключаются, во-первых, в том, что первый готов отдать 94 процента спорной территории (больше, чем кто-либо из его предшественников, за что чуть не лишился своего поста), а второй требует все 100 процентов, и не меньше. Во-вторых, мало надежды, что они столкуются насчет Иерусалима. Израильтяне считают ее своей единой и неделимой исторической столицей, а палестинцы видят своей столицей Восточный Иерусалим. Но почему сейчас процессом дирижирует Клинтон, как в сентябре 1978 года в том же Кэмп-Дэвиде дирижировал Картер переговорами между тогдашними лидерами Израиля и Египта Ицхаком Рабином и Анваром Садатом? Очень просто: палестинцы хотят получить для переселения на исконные земли единоплеменников, разбросанных войнами по всему Арабскому Востоку, 40 миллиардов долларов. Вместе с финансированием мер по обеспечению безопасности Израиля на следующие два десятилетия нужно 100 миллиардов. А у кого их можно получить, кроме США?
Единственное, что смогли представители СМИ выдавить из Джо Локхарта, это то, что Клинтон надеется на завершение переговоров до своего отъезда на саммит "большой восьмерки" в Японию 19 июля. Одни обозреватели говорят, что стороны могут прийти к компромиссу по таким вопросам, как демаркация границ и обеспечение взаимной безопасности, оставив проблему Иерусалима на потом. Другие наблюдатели считают, что Клинтон сделает все возможное, чтобы компромисс состоялся: ему хочется, чтобы в его президентском наследии осталось что-то, помимо Моники и бомбежки югославских городов.
P.S. Как передает агентство АП, Клинтон добился в Кэмп-Дэвиде личного успеха - уговорил Барака отменить сделку о продаже Китаю новейшей радарной системы на сумму 250 млн. долларов. Представитель израильской делегации Г.Болтянски сказал, что это решение должно способствовать успеху трехстороннего саммита. И добавил: "Израилю нужно сохранять интимные отношения с США".