Мы уже писали о нарастающем дефиците медицинских работников. Как решить эту проблему?
Ведь нехватка специалистов среднего звена в российской системе здравоохранения достигла 63 тысяч человек, врачей — 29 тысяч, и это по официальным данным Минздрава, хотя эксперты считают эти цифры слишком скромными...
Андрей Коновал, сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие»
— Реальная нехватка медицинских кадров в разы больше. Если мы сопоставим данные 2012 года, то там не хватало 40 тысяч врачей. А сейчас численность медработников упала. Если кратко о причинах, то дефицит кадров связан с недостойными зарплатами. Ввели специальные выплаты, но они касаются менее половины медперсонала. А, скажем, недавно введенные выплаты для медработников малых городов почему-то не затронули работников скорой помощи. Уже понятно, что такие наступления на отдельных участках не решают проблемы.
Василий Колташов, директор Института нового общества
— Несмотря на все разговоры, оплата труда в государственной сфере недостаточно высокая, немудрено, что люди в белых халатах, если есть такая возможность, переходят в коммерческий сектор. А в ситуации с врачами есть еще и такой фактор, как чрезмерная бюрократизация в поликлиниках и больницах. Масса писанины, приемы больных строго регламентированы, тут уж не до эффективности в оказании помощи. Сами врачи говорят, что не самые лучшие их коллеги остаются работать на государство, а лучшие устремляются в частную сферу. Такое ощущение, что систему государственной медицины хотят доразрушить.
Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов
— Нехватка медработников гораздо острее, чем об этом сообщает Минздрав. Если сейчас все потенциальные пациенты придут на прием, то государственную систему медицинской помощи сдует ветром. Около трети тех, кто нуждается в медпомощи, за ней не обращаются. И все больше тех, кто бежит в частный сектор, — и пациентов, и врачей, и медсестер. Это не может продолжаться бесконечно. Частная система выигрывает конкуренцию с государством. Что делать? Поступать радикально: закрывать частную медицину. Частники пусть останутся на уровне инвестиций в сервис. Одна из причин ухода врачей в частный сектор — меньше переработок, теплые отношения в коллективе. Задачка к госсектору: наладить менеджмент, организовать труд по-новому, человечнее относиться друг к другу в коллективах. И платить по-человечески.
Кирилл Данишевский, доктор медицинских наук, главный редактор журнала «Медицина»
— В целом обеспеченность врачами в России даже повыше, чем во многих странах. Однако у нас очень узкая специализация. Ухо заболит — терапевт мигом отправит к лору. Так никаких кадров не хватит. Если же направление к узкому специалисту будет увязано с тяжестью заболевания, а «первичка» будет закрывать 90% медпомощи, имеющегося персонала хватит. Примерно так устроено в Великобритании. А вот медсестер у нас реально не хватает.
Дмитрий, кардиолог, стаж — 40 лет
— Дефицита кадров нет в богатых регионах. В Новом Уренгое врачей хватает, поскольку их зарплаты выше московских. А так, если отъехать из столицы за МКАД километров на 30, зарплаты медработников на треть меньше. Недавно обучение в медвузах по ряду направлений сократили на год, интернатуру отменили. Без интернатуры можно работать в поликлинике участковым врачом на первичном приеме. А ординатура почти повсюду стала платной. Частная клиника может оплатить молодому медику ординатуру, а потом взять сотрудника на работу. В том числе так и происходит перетекание кадров из госсектора в частный. Некоторые говорят: давайте сделаем полностью государственную медицину. Спорное решение. Если в этом идти до логического конца, то можно отменять всякую частную инициативу.