Не тянет на клубничку

Всю охоту отшибает при взгляде на ценник

Самые очевидные летние радости — это стаканчик мороженого и тарелка с клубникой. Однако при виде нынешних цен на простые лакомства оторопь берет: полукилограммовое ведерко любимого мороженого, как раз на семью, теперь стоит 650 рублей (прошлым летом покупала за 400), клубника — 800 за кило (в прошлом году было 320). Посмотришь на ценник — и уже не тянет на клубничку.

Мы привыкли гордиться своим мороженым. Россия — один из мировых лидеров по его потреблению и производству. Очень любят наше мороженое в Казахстане, мы его поставляем в Белоруссию и страны Средней Азии, а на китайском рынке российские производители мороженого и вовсе входят в топ-5 импортеров. Так почему же у нас самих оно превращается в деликатес?

В ответ на мой наивный вопрос производители и поставщики сладкой продукции перечисляют причины: подорожало все — сырье, логистика, упаковка. В итоге за 2022 год, по данным Росстата, мороженое подскочило в цене на 23%, тем не менее уже в 2023-м россияне поставили рекорд: съели более 3 кг на душу населения, объем производства тоже подскочил до рекордных показателей. Но: рано радовались. Себестоимость сливочного мороженого в этом году выросла еще на 15%, а шоколадного — и вовсе на 25%! Сказался резкий рост стоимости основных ингредиентов: сливочного масла, молочных жиров и какао-бобов.

«Масло подорожало за год аж на 40%, — объясняют в Союзе мороженщиков. — А его для изготовления тонны сливочного мороженого нужно 100 кило. На тонну пломбира уйдет уже 150 кг. А какао-бобы, которые везут из Африки, год назад стоили 3 тысячи долларов за тонну, а нынче из-за засухи и неурожая скакнули до 11 тысяч».

Традиционную летнюю мечту россиян — отъесться ягодами на всю зиму вперед — тоже не так просто воплотить в жизнь. Цены на кило клубники стартуют от 500-600 рублей, а за черешню и вовсе могут попросить 1100-1200 рублей. Впору запеть: «Эх, яблочко, куда ж мы катимся?» И опять же предлагаются причины на выбор: в одних регионах урожай ягод пострадал из-за майских заморозков, в других — из-за проливных дождей.

Действительно, основной объем клубники, которая идет на наши прилавки, — отечественная, такой более 80%. Остальная завозится, преимущественно из Турции и Азербайджана. Но вот удивительно: заморозки были только в некоторых областях РФ и не затронули южные территории, где традиционно выращиваются фрукты. Ну ладно, подмосковная клубника померзла, краснодарская намокла, но вот в Калмыкии или Крыму погодных катаклизмов вроде не было, да и в средней полосе клубничные плантации раскинулись в теплицах — откуда же такой скачок цен?

С черешней ситуация и вовсе странная: тут доля импорта достигает 90%, а в Азербайджане, Турции, Узбекистане, откуда завозится большая часть продукции, ни о каких заморозках не слышали. Да и в России, как утверждают в Минсельхозе, на пострадавшие от заморозков области приходится лишь незначительный объем производства. В основном ягоды идут из Краснодарского края, Крыма, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и Чечни. Тем не менее за год черешня подорожала очень заметно — даже по официальным данным, на четверть.

«Информационный шум, поднимаемый на фоне заморозков, создает условия для роста цен, — разводят руками экономисты. — Похожая ситуация уже была год назад с куриным мясом и яйцами. Выйдя весной на рынок с ценой уже выше прошлогодней на 10-15%, многие продавцы на фоне разговоров о рисках для урожая тут же подняли цены в 2-2,5 раза, бодро переписав ценники даже на узбекскую и азербайджанскую продукцию».

Остается угощать себя надеждами: сезон ягод еще не настал, обычно в наших широтах он приходится на конец июня. Тогда созревает большая часть урожая (и в центральных регионах России, и в Средней Азии, и в Закавказье), и резко возрастает конкуренция. Так что, если хочется клубники или черешни по более адекватной цене, стоит чуть подождать. А пока можно лакомиться вприглядку: поставьте стаканчик с мороженым, рядом блюдце с клубникой, полюбуйтесь — и спрячьте лакомство в холодильник. И так несколько раз.