Богоматерь за ставнями

Старый Петербург продолжает открывать свои тайны

Еще не остыли в Петербурге страсти по нежданно-негаданно обретенному минувшей весной кладу Нарышкиных, который выставлен нынче на всеобщее обозрение в Константиновском дворце, а на очереди новая удивительная находка: мозаичная икона Богоматери.

Все случилось в скромном кафе на Невском проспекте, 122. Горожане привыкли называть Староневским эту часть главной городской магистрали. Туристов здесь обычно немного. Разве что пешком кто решит пройтись от Александро-Невской лавры до Московского вокзала и дальше, к Адмиралтейству.

Вот и в тот час в кафе было немноголюдно. Так что повар решил отдохнуть, а заодно и проветрить не слишком просторное помещение. Окна, выходящие на задний двор, оказались давным-давно закрыты тяжелыми, глухими ставнями. Немного усилий, ставни распахнулись, и глаза изумленного работника кухни встретились с глазами: Девы Марии.

— Меня в тот день на работе не было, — рассказала «Труду» одна из сотрудниц. — Когда я узнала о находке, сразу сказала хозяину, что это знак Божий. По этой причине мы поначалу не хотели сообщать о ней в полицию.

Но без полиции не обошлось. То, что находка имеет немалую ценность, совершенно очевидно. Даже не материальную (специалисты оценивают произведение тысяч в 50 долларов), а культурную и историческую. Потому что выяснилось: создана мозаичная икона (размером 1(размером 1×1,5 метра) известным до революции 1917 года художником Михаилом Зощенко — отцом знаменитого писателя. Мастер много экспериментировал, пробовал себя в разных художественных направлениях, но больше преуспел в мозаике.

При его участии по картинам художников Шабунина и Попова были созданы такие знаменитые мозаичные полотна, как «Отъезд Суворова из села Кончанского» и «Переход Суворова через Альпы».

То, что находка имеет немалую ценность, совершенно очевидно. Даже не материальную (специалисты оценивают произведение тысяч в 50 долларов), а культурную и историческую. Потому что выяснилось: создана мозаичная икона (размером 1×1,5 метра) известным до революции 1917 года художником Михаилом Зощенко — отцом знаменитого писателя. Мастер много экспериментировал, пробовал себя в разных художественных направлениях, но больше преуспел в мозаике. При его участии по картинам художников Шабунина и Попова были созданы такие знаменитые мозаичные полотна, как «Отъезд Суворова из села Кончанского» и «Переход Суворова через Альпы».

Икону Пресвятой Богородицы Зощенко сотворил на рубеже ХIХ-ХХ веков. Именно тогда на Косой линии Васильевского острова по проекту Павла Сюзора возводился Дом призрения в память купцов Брусникиных, прославившихся благотворительностью. Из казны выделили на строительство 1,5 млн рублей — сумасшедшие по тем временам деньги. Привлекли к работе лучших мастеров, а среди них и художника Зощенко.

С советских времен в этом здании находится главный офис Морской академии имени Адмирала Макарова. Благодаря сотрудникам академии и удалось так скоро определить родословную мозаичной иконы. По словам Ивана Костылева, возглавлявшего вуз с 1996 по 2007 год, «все знали о хранившейся на чердаке иконе, но в советские годы доставать ее оттуда никому не приходило в голову». А потом просто забыли.

Корреспонденту «Труда» показали нишу на фасаде у центрального входа, под самой крышей, где находилась до революции Богоматерь. Сейчас эта ниша заделана кирпичом. Есть надежда, что икона вернется на историческое место.

Впрочем, у сотрудников 9-го («антикварного») отдела ГУВД по Петербургу и области оптимизма на этот счет поменьше. Там для начала должны установить, как многотонная икона оказалась далеко от Васильевского острова — на Невском, 122. До прошлой осени в этом помещении была антикварная лавка. Ее хозяин славился тем, что «ворованное никогда не брал». Но тогда что же, «макаровцы» просто сделали такой презент?

Еще одна загадка — сама мозаика. Специалисты считают, что кусочки смальты были произведены на Императорском Петербургском стекольном заводе, которого, увы, уже нет (обанкротился в 1990-е). У кого теперь спрашивать о точном происхождении мозаики? Впрочем, ясно главное: эта находка не последняя. Старые дома Петербурга приоткроют еще немало тайн.