ДОГОВОР АРЕНДЫ
Означают они на первый взгляд довольно бессмысленную пару антонимов: сдавать в наем - брать в аренду. Дело было так: когда в 1939-м в Европе вспыхнула вторая мировая война, американцы считали свою страну самодостаточной, которой плевать через океан на гитлеров, сталиных и черчиллей. Но вот в Европе пали Польша, Бельгия, Голландия и Франция, а немецкие танки вышли к Ла-Маншу. Американцы поняли: если так пойдет и дальше, Англия тоже капитулирует. Британцам надо помогать, но вот незадача: американские законы запрещали продавать оружие воюющим странам. Впрочем, было бы желание, а способ найдется. Нельзя продать - сдадим в аренду! Так возник закон о ленд-лизе.
В разные годы у нас по-разному относились к ленд-лизу. Его значение то принижали (при советской власти), то, наоборот, возвеличивали до небес (в годы перестройки). А где же истина? Она в цифрах. Смотрите, сравнивайте.
ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШ
На чем был сделан упор в американских поставках воюющему СССР? Стрелковое оружие и патроны, с производством которых советские заводы справлялись без посторонней помощи, поставлялись в СССР в пренебрежимо малых количествах (всего каких-то 150 тысяч стволов и полмиллиона патронов) и составляли меньше сотой части потребностей фронта. Например, пистолеты-пулеметы Томпсона приплывали к нам вместе с легкими танками "Стюарт". Сохранились фотографии: советские танкисты с любимым оружием чикагских гангстеров посреди кукурузного поля где-то на Украине.
Но в первую очередь ленд-лиз покрывал дефицит. Так, 300 советских кораблей были оборудованы английскими гидролокаторами и американскими бомбометами - подобной техники для борьбы с немецкими субмаринами в СССР тогда не было. Не было у нас и промышленного производства радиолокаторов, поэтому СССР выписал 1803 комплекса РЛС из Англии. Аппаратура высокочастотной связи (та самая ВЧ, по которой маршал Жуков в "Освобождении" все время говорит со Ставкой) у нас тоже не производилась. Бесперебойной связью с командующими всеми фронтами обеспечивали Сталина две сотни станций, привезенных из США.
Вклад союзников в радиофикацию Красной Армии действительно был одной из самых больших заслуг ленд-лиза. Ленд-лизовскими радиостанциями оснастили 150 советских дивизий, все бронетанковые и все воздушные армии. По отзывам фронтовиков, американские радиостанции были куда лучше отечественных.
В разные периоды войны СССР нуждался в импорте разных товаров. После катастрофических потерь советских ВВС летом 1941 года упор был сделан на доставку в СССР боевых самолетов. Из всех типов импортной авиатехники летчикам особенно запомнились истребители Р-39 "Эйркобра" (их можно увидеть в фильме Александра Рогожкина "Перегон") и бомбардировщики А-20 "Бостон". "Бостоны" (в СССР ударение для пущего шика делалось на второе "о") под конец войны составляли почти весь парк нашей торпедоносной авиации. А "Кобры", присланные в количестве 4952 штук, достойно воевали, например, в авиадивизии советского аса Покрышкина. Но, пожалуй, куда большим вкладом в возрождение советской авиационной мощи стали 170 тысяч тонн алюминия, присланного из Америки. Без него вряд ли поднялись бы в воздух наши "Яки", "Петляковы" и "Лавочкины".
Впрочем, не вся союзническая техника приводила в восторг фронтовиков. Самые серьезные нарекания вызывали импортные танки. Большая их часть и вправду была хуже и советской, и немецкой бронетехники. У американских, а особенно у английских танков, была тонкая броня, слабые пушки, капризные двигатели. Между прочим, и английские, и американские танкисты сами ходили в бой на таком же хламе. Просто к началу 40-х годов танковые промышленности СССР и Германии очень далеко обогнали весь прочий мир. Единственной машиной, способной на равных конкурировать со средними немецкими танками (но не с "Пантерами" и уж тем более не с "Тиграми"), был американский танк "Шерман", доставленный в СССР в количестве 7 тысяч штук. "Шерман" танкисты хвалили за удобное боевое отделение, мягкие сиденья и просторную башню. Но и ругали - за слишком высокий силуэт, который делал его более уязвимым в бою (3 м вместе с башней против 2,4 м у нашего Т-34).
"РУЗВЕЛЬТОВЫ ЯЙЦА"
Но основной поток грузов по ленд-лизу составляла вовсе не военная техника. Кроме прочего, с 1941 по 1945 год в Россию доставили 5 млн. тонн продовольствия. Его хватило бы, чтобы 4 года кормить десятимиллионную армию. А если учесть, что в первые месяцы войны немцам удалось захватить территорию, на которой выращивали 40% зерна в стране, становится ясно: еда, пожалуй, была даже ценнее танков и самолетов.
Два млн. тонн союзной "гуманитарки" пришлись на знаменитую американскую свиную тушенку. Транспорты везли в СССР шоколад, галеты, сухое молоко, яичный порошок, прозванный "рузвельтовыми яйцами", сало, сливочное масло... Специально для России в США освоили производство консервированного борща. Он поставлялся как в банках, так и в сухом виде. Ценным грузом были и 9 тысяч тонн семян, переброшенных в СССР морем для посевной кампании 1942 года.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
В ценах 1946 года Америка прислала в Россию по ленд-лизу товаров на общую сумму в 13 с лишним миллиардов долларов, Великобритания - на 430 миллионов фунтов стерлингов. В течение 15 лет после окончания войны большинство стран, получавших американскую помощь, заключили с США соглашение о частичном погашении своих долгов. Аналогичное соглашение с СССР было заключено лишь в 1972 году. СССР обязался поэтапно выплатить США более 700 млн. долларов. История эта длинная, тянется до сих пор: после распада СССР долги по ленд-лизу были переоформлены и постепенно погашаются. На сегодняшний день нам осталось выплатить примерно 100 млн. долларов с рассрочкой до 2030 г.
Суммируя все поставки по ленд-лизу, их объем в собственном советском производстве аналогичных товаров можно оценить примерно в 25%. Много это или мало? Достаточно, чтобы быть благодарными союзниками за такую весомую поддержку в страшной войне, где на весах лежали судьбы Европы и мира. Не так много, если учесть: никакое оружие не воюет само по себе, оно остается грудой металла без мужества и самоотверженности людей. А с этим у нашего народа дефицита не было.
Номенклатура поставок Произведено в СССР в 1941 - 1945 гг. Поставлено
по ленд-лизу Доля импорта %
Бронетранспортеры 0 7172 100
Паровозы 92 1981 95
Грузовики 265000 375833 58
Взрывчатка (тыс. т) 1700 900 52
Джипы 100000 50000 50
Авиационный бензин (тыс. т) 8091 2670 33
Шины (тыс. шт.) 14561 3786 26
Истребители 6000 13875 18
Зенитные орудия 38000 8218 17,7
Бомбардировщики 18000 3633 17
Танки и САУ 109100 12755 10,4
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Махмуд ГАРЕЕВ, генерал армии, президент Академии военных наук, доктор военных и исторических наук, профессор:
- Американцы оказали нам солидную помощь, которая была очень нужна нашей стране в первые, самые трудные годы Великой Отечественной войны. Вместе с тем нельзя преувеличивать объемы этих поставок, как это часто делается в зарубежной печати.
Все, что мы получили от США, составляет не больше 4 процентов того, что производили сами. Из техники нам больше всего пригодились автомобили. Это позволило нам после 1943 года поставить всю артиллерию на механическую тягу, благодаря чему мы с успехом совершили ряд стратегически важных операций.
Сейчас нашу страну иногда упрекают, что мы, мол, недооценили помощь союзников. Но нельзя забывать, что мы сражались с врагом один на один и понесли самые большие потери в этой войне. И за нашими спинами та же Америка могла спокойно организовывать свои войска и наращивать мощь. Конечно, помощь от США была нужна, и за это американцам спасибо. Но и они не должны забывать говорить спасибо нам за Победу.
Иван СЛУХАЙ, генерал-майор в отставке, руководитель Московского комитета ветеранов:
- Нам была оказана большая помощь в борьбе с немецко- фашистскими захватчиками. Дело в том, что в самом начале войны отечественная промышленность была снята со своих мест и переведена на восток. А большая часть заводов располагалась все-таки в западной части страны, где шли самые ожесточенные бои. Правда, помощь от союзников к нам начала поступать лишь с 1942 года. Тогда мы получили более тысячи самолетов. Я помню, как перегоняли их через Чукотку или перевозили в разобранном по частям виде. Но особенно много привозили автомобилей. Притом таких, которые имели повышенную проходимость в наших условиях. Помимо техники поставлялись продукты и материальное довольствие. А еще мы почувствовали большую моральную поддержку, особенно тогда, когда открылся второй фронт. Конечно, мы смогли бы победить и без ленд-лиза. Но тогда людям в тылу, которые и так жили на голодном пайке, пришлось бы еще тяжелее. Мы все равно победили бы, но цена этой победы оказалась бы гораздо выше. Так что союзники помогли нам, и за это большое спасибо.