Впрочем, такая же атмосфера царила на всех "стартовых" концертах предыдущих двенадцати соревнований. Но частенько этот аванс, это обещание ярких артистических открытий и справедливого судейства в ходе самого конкурса оправдывались лишь частично. Вкусы публики и жюри то и дело не совпадали. Разъяренные любители (в основном любительницы) музыки как-то даже побили великого Гилельса за то, что руководимое им жюри пианистов не пропустило на третий тур одаренного и обаятельного Мишу Дихтера из Америки. Были и вовсе трагические случаи - например, с неординарным пианистом Алексеем Султановым, которого не допустили до финала, и это, вполне возможно, спровоцировало инсульт и преждевременную смерть молодого музыканта.
Профессор Московской консерватории, многолетний председатель фортепианного жюри Сергей Доренский считает, что подобные прискорбные случаи не слишком повлияли на авторитет конкурса Чайковского в мире. Однако его преемник, председатель жюри нынешнего года Николай Петров придерживается иного мнения:
- Соревнование потеряло в престиже колоссально, - сказал корреспонденту "Труда" Николай Арнольдович. - Посмотрите, на последних трех конкурсах практически не было представителей традиционных музыкальных держав - Германии, Франции, Англии. Из Америки приезжали люди с русскими, испанскими, китайскими, корейскими фамилиями, то есть недавние эмигранты - ни одного, условно говоря, Джона Смита. Насколько мы сможем убедить мир в том, что на конкурсе Чайковского произошли реальные изменения, в решающей степени зависит от объективности жюри. В идеале мне бы хотелось, чтобы в составе судей не было педагогов, чьи ученики играют на конкурсе. К сожалению, это условие провести не удалось, но мы по крайней мере добились, чтобы эти педагоги не имели права голосовать за своих воспитанников.
А вот что сказал нашей газете министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов (кстати, тоже профессор Московской консерватории):
- У меня несколько причин смотреть на будущее конкурса с оптимизмом. Мы учли организационные ошибки прежних лет. Серьезно изучили состояние, в котором находится Большой зал консерватории. Были опасения, что его придется остановить на реконструкцию. Из-за этого даже нарушили традиционный ритм проведения соревнования, перенесли его с 2006 на 2007 год. За дополнительное время обследовали фундамент, крышу, прочие конструкции, убедились в их безопасности. Зато следующее соревнование проведем через 3 года, восстановив традиционную периодичность...
- Александр Сергеевич, год назад за поднятие престижа конкурса Чайковского взялся великий музыкант Мстислав Ростропович, возглавив оргкомитет. К сожалению, ему не суждено было дожить до самого конкурса. Что успел реально сделать Мстислав Леопольдович?
- Он провел два из трех заседаний оргкомитета. Постоянно говорил о необходимости беречь доброе имя конкурса, очень тревожился за его судьбу. По-моему, на всех это произвело сильное впечатление, и я надеюсь, оно будет руководить людьми до самого окончания соревнования.