ОШИБКА ЗУРАБОВА

12 июня в Кремле прошел торжественный прием в честь Дня России. Но на просторах Отчизны особого веселья по данному поводу не отмечено. Для многих россиян этот праздник по-прежнему остается "просто еще одним выходным" - так обычно отвечают сограждане на вопросы социологов. Одни запутались в названиях - сначала это был День независимости России, потом "независимость" отпала. Другие, ностальгирующие по советскому прошлому, не могут скрыть своего неприятия этой реформаторской даты. Однако, судя по данным опроса фонда "Общественное мнение", россияне постепенно привыкают и к новому названию, и к самому празднику: если в 2003 году только 38% опрошенных могли правильно ответить на вопрос, как он называется, то в 2006 году - уже 50%. В нынешнем году, надо полагать, показатели улучшатся - хотя бы на пару процентов.

Полтора года назад власти обнадежили: начинаем реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье", положение в отрасли будет улучшаться. Полтора года - срок достаточный для подведения первых итогов. Как же отразились новации, например, на зарплате врачей (повышение ее, помнится, объявлялось одной из центральных задач проекта)? И главное: почувствовали наконец россияне позитивные перемены в этой сфере, от которой во многом зависят и здоровье нации, и продолжительность жизни?
МНОГИЕ МЕДИКИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЛАЧАТ ЖАЛКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Начнем с зарплаты. Конечно, позитивные факты здесь есть, собственно, о них-то в основном и пишут многие газеты. В некоторых регионах доктора получают сейчас вполне приличные деньги. Например, по данным Федеральной службы государственной статистики, в первом квартале 2007-го средняя зарплата практикующих врачей (с учетом и коммерческих медицинских учреждений) составила в Ямало-Ненецком автономном округе 59 619 рублей, Чукотском АО - 35 773, Москве - 24 205 , Московской области - 15 740, что выше среднего уровня оплаты в каждом из названных регионов. Можно только порадоваться за работающих здесь медиков.
Однако в большинстве регионов зарплата врачей все еще достаточно скромная - от 5,5 до 8,9 тысячи рублей. При этом на 18 территориях после всех повышений медики получают в среднем меньше 7 тысяч. Как прожить на пару сотен рублей в день? Вот список этих 18 регионов (таблица публикуется впервые).
Эти и другие статистические данные неопровержимо свидетельствуют: в каждом четвертом-пятом субъекте Федерации медики по-прежнему влачат жалкое существование. Местные власти нередко и рады бы выполнить обещания высокопоставленных федеральных чиновников о повышении зарплаты, но нет денег, а федеральный центр оказывает недостаточную материальную поддержку дотационным субъектам Федерации. В этих условиях на местах, наскребая последние крохи, стараются сделать максимум возможного. В Калмыкии и Карачаево-Черкесии, например, подняли зарплату врачей в 1,4 - 1,5 раза, и она стала выше средней по региону на 100 - 150 "рэ". Но можно ли считать получаемые в месяц 6 - 6,5 тысячи прорывом в светлое завтра?
Да и в целом в большинстве регионов прибавка оказалась не столь уж большой - во многих случаях от одной до двух с половиной тысяч за прошедший год. Это, понятно, не те деньги, которые вытащат медиков из бедности. Правда, в Москве врачи стали получать больше в среднем на 5,5 тысячи, но столица - это еще не вся Россия. Приступая к новациям, министр Зурабов заявил на всю страну: "Я буду повышать зарплату до тех пор, пока профессора не придут в поликлинику". Но, судя по приведенным выше цифрам, профессора не скоро придут в поликлиники...
КАКИЕ УЖ ГАРАНТИИ, ЕСЛИ НЕ ВЫДЕЛЕНЫ ДЕНЬГИ
О серьезных просчетах при разработке и реализации национального проекта "Здоровье" мы беседуем с Игорем НИКОЛАЕВЫМ, руководителем департамента стратегического анализа компании ФБК, ведущей исследования в социально-экономической и других сферах.
- Игорь Алексеевич, в прошлом году на здравоохранение были израсходованы немалые деньги - 868 миллиардов рублей (средства федерального и региональных бюджетов, а также фондов обязательного медицинского страхования). Это в два с лишним раза больше, чем три года назад. При таких финансовых вливаниях ситуация должна улучшаться быстрыми темпами. А количество жалоб граждан практически не уменьшается. Почему?
- На самом деле, несмотря на приведенные броские цифры, средств на здравоохранение выделяется явно недостаточно. 868 миллиардов - это всего 3,2 процента от валового внутреннего продукта (ВВП). В 2005-м выделили 3 процента от ВВП, в 2002-м - 3,1, то есть значимого продвижения вперед здесь так и не произошло. В Европейском союзе это соотношение в разы больше - от 6 до 9 процентов от ВВП. Нехватка средств сказывается во всех звеньях нашего тяжелобольного здравоохранения. Даже на Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, которая должна иметь наивысший приоритет, ежегодно не хватает многих десятков миллиардов рублей. В ряде регионов эта программа не обеспечена государственными средствами даже наполовину. Какие уж тут гарантии?! Люди состоятельные улетают лечиться за рубеж. А что делать бедным? Пока на их положении реализация национального проекта не сказалась никак.
Это подтверждает и недавний опрос, проведенный социологами ВЦИОМ. На вопрос - "Приходилось ли вам за последний год отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?" - 33 процента россиян ответили утвердительно: да, отказывались. Между прочим, в январе 2005-го таких ответов было даже чуть поменьше (30 процентов). То есть существенного улучшения не произошло, больным от бесконечных обещаний легче пока не стало.
- Почему россияне отказываются от лечения, ведь оно у нас по Конституции бесплатно?
- По Конституции - да, а в реальной жизни медицина все в большей мере становится платной. В 2006-м граждане выложили из своего кармана колоссальные суммы: по оценкам, за платные медицинские услуги - более 125 миллиардов рублей, на покупку лекарств - около 240 миллиардов. Треть всех расходов в здравоохранении приходится на долю населения. Именно граждане покрывают дефицит финансирования из государственных источников. А не имеющие достаточных средств отказываются от лечения.
Вот цифры, обнародованные мировым авторитетом, кардиохирургом Лео Бокерия. В России 22 миллиона граждан страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ежегодно надо делать как минимум 142 тысячи операций на открытом сердце, а делают у нас с большим напряжением 24 тысячи. То есть 120 тысяч россиян оказываются один на один со своим тяжким недугом. Не хватает для них у государства денег. Другой пример: в нашей стране требуется ежегодно имплантировать 300 тысяч искусственных суставов, а реально делают 20 тысяч операций. Опять-таки вопрос упирается в финансирование. По экспертным оценкам, ежегодно более полумиллиона россиян остаются без жизненно необходимой медицинской помощи. Стоит ли удивляться, что сотни тысяч сограждан умирают в трудоспособном возрасте...
ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ НЕВЕРНЫЕ ПОДХОДЫ
- Министерские чиновники делают акцент на позитивных сдвигах, называя масштабные закупки нового оборудования для больниц и поликлиник...
- Это так. В нынешнем году будет приобретено более 27 тысяч единиц диагностического оборудования на 13,6 миллиарда рублей, а также 6248 машин "скорой помощи" на 3,7 миллиарда, другая техника. В 2006-м удалось переоснастить примерно 5 тысяч лечебных учреждений, в нынешнем такие новации ожидают 4500 больниц и поликлиник. Это очень важно. Проблема назрела давно. В стране около 30 тысяч лечебных учреждений. Техническое оснащение многих очень плохое. Приборы и аппараты эксплуатируются нередко 15 - 20 лет. Общий износ медицинского оборудования составляет свыше 60 процентов. Так что фронт работ здесь надо еще значительно расширять.
Но при этом было бы большой ошибкой ограничиться покупкой новой техники, оставив другие звенья системы здравоохранения на голодном финансовом пайке. Только комплексное лечение может помочь нашему здравоохранению. Этого, к сожалению, не учли идеологи национального проекта. Изначально были заложены неверные подходы при определении целей и задач проекта. Возможно, это объясняется некомпетентностью чиновников или тем, что не были выделены финансовые ресурсы в необходимом объеме. Но факт остается фактом: усилия направляются на решение отдельных, пусть и важных, задач, а за бортом остается главное - здоровье наших людей.
Национальный проект сегодня - это перечень конкретных мероприятий: закупка диагностического оборудования, приобретение машин "Скорой помощи", строительство центров высокотехнологичной медицинской помощи, повышение зарплаты участковым терапевтам... Как эти мероприятия увязаны между собой, на какую конечную цель работают - непонятно. Чтобы закупить медоборудование или машины "Скорой помощи", достаточно было бы просто постановления правительства. А для приоритетного проекта должны быть сформулированы действительно значимые для нации конкретные цели. Например, такая: достижение средней продолжительности жизни не ниже уровня стран Европейского союза (76 лет для мужчин и 82 года для женщин). Знаю, тут же появятся возражения: мол, для этого понадобится очень много времени. Что ж, это поддается расчету. Надо будет работать десять лет - пусть будет десять. Но важно неуклонно идти к поставленной цели.
А для этого необходимо выявить основные причины высокой смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, и наметить соответствующие меры. В Эстонии, к примеру, расчеты показали: если снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний до уровня Европейского союза, то средняя продолжительность жизни мужчин увеличится на 4,5 года, женщин - на 4. Известно, что нужно сделать для этого, как добиться ранней диагностики, какие потребуются организационные меры, финансовые ресурсы, кадры, медоборудование, как стимулировать заинтересованность граждан в здоровом образе жизни... Вот что значит комплексный подход.
У нас этого нет, и поэтому национальный проект вызывает все большее разочарование у миллионов россиян. Те же огромные очереди в бесплатных муниципальных поликлиниках, те же колоссальные трудности с записью к узким специалистам, которые из-за мизерной зарплаты уходят в участковые терапевты или вообще из медицины. Опять проблемы с льготными лекарствами, вместо эффективных импортных врачи должны выписывать дешевые отечественные, причем только те, что есть на складе... Да разве этого ждали от реализации национального проекта?
СИТУАЦИЯ БУДЕТ УХУДШАТЬСЯ
- Но, возможно, в следующие годы новации в здравоохранении наберут скорость, размах, заработает новое оборудование, и ситуация начнет быстро улучшаться?
- В том-то и дело, что ситуация будет не улучшаться, а ухудшаться. В планах на ближайшие три года предусматривается снижение(!) доли средств федерального бюджета, выделяемых на здравоохранение и спорт, с 3,8 процента в 2007-м до 3,4 в 2010-м. Поначалу это казалось какой-то ошибкой, но Минфин подтвердил, что цифры правильные. Более того, средства, выделяемые из федеральной казны на приоритетный проект "Здоровье", составят в следующем году 93,9 миллиарда рублей, а в текущем, 2007-м, должно быть выделено 131,3 миллиарда. Тут уже идет абсолютное снижение финансирования. Высокопоставленные чиновники поясняют: федеральный бюджет дал толчок развитию, а дальше регионы должны сами вкладывать больше средств в нацпроекты. Все бы хорошо, но вот вопрос: где возьмут деньги дотационные территории?
Таким образом здравоохранение, как следует из проекта трехлетнего федерального бюджета, перестает быть приоритетным направлением. Похоже, власти с самого начала считали проект чем-то временным. Мол, надо было отдать долги, вот отдали, и ставим точку. Если так, то это очень серьезный просчет. Разогрели социальные ожидания, наобещали с три короба и, не добившись кардинальных перемен к лучшему, дали задний ход. Выходит, страна по-прежнему обречена на вымирание?
Среднемесячная зарплата врачей, включая консультантов, в первом квартале 2007 года и первом квартале 2006-го (по данным росстата)
Название региона Врачебная практика
2007 г. I квартал 2006 г. I квартал
Белгородская область 6627,2 рубля 5582,6 рубля
Воронежская 6445,2 4658,4
Ивановская 6315,0 4354,2
Костромская 6698,0 3738,5
Курская 6856,9 5580,1
Тамбовская 5808,0 4450,9
Тульская 6860,4 5268,2
Республика Ингушетия 6775,7 6215,0
Кабардино-Балкарская Республика 5529,9 4499,4
Республика Калмыкия 5920,6 4296,2
Карачаево-Черкесская Республика 6443,7 4313,2
Республика Северная Осетия-Алания 5541,3 4288,7
Астраханская область 5937,6 5091,5
Республика Мордовия 5921,7 4223,9
Чувашская Республика 6456,6 4953,1
Саратовская область 6435,2 4641,0
Ульяновская 6073,7 4296,6
Агинский Бурятский автономный округ 6255,2 5179,3