ПОСЛЕДНИЕ ИЗ ЦАРИЦЫНСКИХ МОГИКАН

Музей-усадьба "Царицыно" начинает новую жизнь. Идущая здесь полным ходом реконструкция-реставрация - один из самых амбициозных культурных проектов правительства Москвы и предмет гордости. Обитатели 4 дворов деревеньки в Царицыне тоже за столицу очень рады. Но на пути реконструкции решили стоять насмерть. "Комплексное благоустройство" грозит смести их жилища - лишние, с точки зрения проектировщиков.

Деревня здесь существовала еще задолго до того, как Екатерина II решила построить на холмах свой дворец. Тогда она называлась Черной Грязью. Но постепенно Москва росла и развивалась. Так деревенька стала городом. А название Черная Грязь трансформировалось на столичной карте в улицу Баженова.
Для городских властей этот островок пасторальной сельской жизни посреди расширяющегося мегаполиса давно как бельмо в глазу. Первое постановление о сносе и обустройстве территории было принято Моссоветом еще в 70-е годы прошлого века. По документу, всем жителям полагалось выдать по квартире в многоэтажном доме. А кроме того, обеспечить им денежную компенсацию за потерянную землю. Однако 30 лет назад советская власть раскошелилась только на жилье...
Сейчас от некогда большой деревни в 22 хозяйства осталось только четыре дома. Последние переселенцы, согласившиеся на предлагаемых условиях перебраться "в город", покинули свои дома год назад. Остались те, кто категорически не желает идти на компромиссы с властью.
Супруги Бычковы в 2004-м отметили золотую свадьбу. Юрий Андреевич вот уже много лет ничего не видит - из комнаты в комнату перебирается по памяти.
"Мы в город не поедем. Нам, старикам, уже поздно что-то менять. Хочется прожить последнее на своей родной земле, - вздыхает его жена, Ольга Васильевна. - Вы только мужа ни о чем не расспрашивайте. Заплачет - придется потом "скорую" вызывать".
В доме N 4а по улице Баженова обитает уже пятое поколение Бычковых. Разве могли их предки подумать, что земля, доставшаяся им в бессрочное пользование еще при Павле I - в 1800 году, однажды станет городской?
"Баженовцы" давно перешли на осадное положение. В 2000 году чиновники из управы попытались взять их измором и отключили дома от электричества. Только через полгода удалось добиться, чтобы опять дали свет. Электричество - почти единственное благо цивилизации в деревне. Осенью здесь демонтировали водонапорную колонку. Теперь местные жители за водой ходят в магазин. Но сдавать позиций не собираются.
Старики с удовольствием демонстрируют грядки с картошкой и морковкой. Смеются, что с голоду все равно не умрут. А если власти захотят у них еще что-нибудь отключить, так есть печка, которая и прокормит, и обогреет. Кстати, на дрова пока идут доски от соседских домов. Их снесли еще в апреле, да строительный мусор не весь убрали. Бычковы вспоминают, как в четыре часа утра приехал трактор и в одночасье сравнял с землей сразу семь изб. На освободившемся месте уже успел вырасти посеянный коммунальщиками газон.
"Взамен пяти соток с домом префектура предлагает нам на выбор однокомнатную квартиру и 55 тысяч рублей компенсации или 573 тысячи рублей, но без квартиры, - возмущается Ольга Васильевна. - Откуда только они взяли такие цифры? Мы хоть и совсем старые, а понимаем: эта... как ее?.. А! "рыночная стоимость" нашей земли гораздо больше".
На 16 июня намечено очередное заседание суда, уже восьмое по счету, где жители деревни отстаивают свою правду. Бычковы и их соседи сдаваться не собираются ни в какую...
В префектуре Юго-Восточного округа "Труду" сообщили, что вопрос о сносе деревни фактически решен. Сравняют с землей, как только закончится судебный процесс. При этом чиновники не сомневаются в положительном исходе дела. На месте деревни собираются возвести "заезжие избы" - стилизованные гостиницы для туристов. В утвержденных планах реконструкции музея-усадьбы "Царицыно" значится, что такие отели "под старину" должны быть сданы в эксплуатацию уже в следующем году.