Говоря определеннее, пейзаж киногода в зеркале сочинского экрана выглядел нынче по преимуществу скучновато-ровным. В рейтинге критиков, которые каждый день отмечали фильмы по десятибалльной системе, сплошь пестрели "тройки" да "пятерки", редко какая картина удостаивалась 7-8 баллов - в основном они пришлись на долю фильма Ларисы Садиловой "Требуется няня". Ближе к финалу фестиваля многим (в том числе и автору этих строк) показалось разумным главный приз на обновленном "Кинотавре" в этот раз не присуждать вовсе. К такому решению, как выяснилось, в какой-то момент склонялось и жюри во главе с Галиной Волчек, но в конечном итоге пришло к другим выводам. Заслуженно наградив фильм-мистификацию "Первые на Луне" Алексея Федорченко призом за лучший дебют, присудив специальный приз жюри яркой, но провокативно-спорной картине "4" Ильи Хржановского, жюри проигнорировало уже упоминавшийся фильм "Требуется няня", остро трактующий тему современной семьи. Зато неожиданно для многих обрушило лавину наград на новую картину Павла Лунгина "Бедные родственники".
Так, приз за лучший сценарий был вручен молодому, но уже известному драматургу Григорию Островскому, впервые попробовавшему поработать в острокомедийном ключе. Опять-таки молодой и очень популярный актер Константин Хабенский удостоился приза за лучшую мужскую роль, поделив, правда, награду с маститым Никитой Михалковым, который с бенефисным блеском сыграл в фильме "Статский советник". 95-летняя актриса из "Бедных родственников" Эстер Гуетен удостоилась специального упоминания жюри. И, наконец, Павел Лунгин в качестве продюсера и режиссера "Бедных родственников" поднялся на сцену, чтобы получить награду за лучший фильм фестиваля. Триумф, да и только.
Между тем картина у Лунгина, прославившегося когда-то в Канне своим блистательным дебютным фильмом "Такси-блюз" и работавшего с тех пор с переменным успехом (особенно ему досталось от критики за недавнего "Олигарха"), получилась и на сей раз неровной. Режиссер решил рассказать историю некоего ловкого проходимца Эдика Летова (его-то и играет Хабенский), который за мзду помогает одиноким людям находить родственников по всему миру - в Израиле, Канаде, Швейцарии, Украине. Если же реальные родственники отошли в мир иной, Эдик с циничной наглостью находит им замену, выдавая чужих людей за кровную родню.
Разумеется, Павел Лунгин, заканчивающий нынче экранизацию "Мертвых душ" Гоголя, наделил главного героя чертами незабвенного Чичикова. Да и всю стилистику фильма можно отнести к откровенной "гоголиаде", где правдоподобное сменяется гротескным, бытовое - откровенно условным, смешное - трагедийным, пафосное - грубовато-низменным. Но выдержать такую интонацию на протяжении всего фильма - это еще надо уметь. Лунгин, как мне кажется, время от времени сбивается с чистого тона, с гоголевского смеха сквозь слезы, переходя на пустое ерничанье, голую эксцентриаду. К таким сбоям вкуса я отношу, например, рассыпанные по всему фильму сцены, где главный герой бурно овладевает немолодой переводчицей в гамаке, на винтовой лестнице и в других слабо приспособленных для такого деликатного дела местах...
Сюжет "Бедных родственников" то и дело несется вскачь, как норовистая лошадь, и в этом стремительном мелькании событий, пейзажей, лиц, танцев, скандалов, потасовок, застолий, брутальных соитий порой бывает нелегко разглядеть "сверхзадачу" фильма. В итоге теплая, человечная, всеохватно гуманная мысль о том, что все люди на земле, по большому счету, - родственники, братья, обязанные беречь друг друга, то звучит с какой-то пронзительно-щемящей силой, то вязнет в сумбуре все новых событий, неостроумных анекдотов, расквашенных физиономий, откушенных ушей... Если это и лучший фильм фестиваля, то разве лишь на фоне таких же уязвимых для критики работ. Тем не менее жюри особо выделило эту картину из конкурсного потока, наградив ее сразу несколькими призами. Теперь к убежденности членов жюри - еще бы и консенсус среди кинокритиков, которые приняли картину вразнобой, и любовь широких зрительских масс. Но это уже совсем по Гоголю получается: если бы к носу Ивана Ивановича да прибавить щеки Ивана Никифоровича...