Взрыв произошел под колесами локомотива в тот момент, когда скорость его была невелика - всего около 40 километров в час. Сразу за Узуново машинистам предписано замедлять ход, чтобы перед станцией проверить работу тормозной системы. Бригада поезда N 382 правила соблюдала точно. Это обстоятельство, да еще стоящие вдоль путей бетонные опоры линии электропередачи, не позволило 6 сошедшим с рельсов вагонам опрокинуться. И, скорее всего, спасло многих. В хвостовых вагонах пассажиры вообще ничего не почувствовали. В тех, что сошли с рельсов, за медицинской помощью обратились 42 человека. Наиболее пострадали трое. Проводник Зина Магомедова госпитализирована в 33-ю больницу Москвы с травмой позвоночника. У 12-летнего Нуради Алиева - перелом лодыжки. Хазар Амаева, которой 1 год и 9 месяцев, получила ожог 2-й степени. На месте уничтоженного рельса образовалась воронка диаметром около метра и полметра глубиной.
Первыми к месту крушения прибежали дачники, чьи садовые домики расположены в 700 метрах от полотна. Именно они предоставили пострадавшим свои мобильные телефоны, чтобы те смогли связаться с родственниками. Но, по свидетельству пассажиров, и проводники, и прибывшие им на помощь оперативные службы тоже действовали очень профессионально. Люди были немедленно выведены из вагонов. Быстро подошла электричка, на которой пассажиры поезда были доставлены на Павелецкий вокзал столицы.
Повреждение железнодорожного полотна оказалось настолько незначительным, что к вечеру от него не осталось и следа. Поезда с Павелецкого вокзала, отправлявшиеся вначале по запасному пути, пошли привычной дорогой. Составы, следующие в южном направлении и обратно, по срочному распоряжению МВД РФ взяла под усиленную охрану милиция. А оперативники еще и вчера продолжали искать ответ на вопрос: кто заказчик и организатор очередного "праздничного" террористического акта в России? Им предстоит объяснить по крайней мере несколько странностей.
Прежде всего, случайно ли объектом нападения был выбран именно поезд, шедший из Грозного, пассажиры которого в основном, естественно, чеченцы? В силу этого пресловутый "чеченский след" вызывает сомнения. Прав ли советник президента РФ Асламбек Аслаханов, по горячим следам заявивший: "К сожалению, есть некоторое количество фашиствующих организаций, которые не скрывают своей ненависти к лицам кавказской национальности. Их не так много, но за ними стоят какие-то влиятельные силы, которым выгодно нагнетание обстановки, я бы даже сказал, стремление вызвать психоз"?
В любом случае очень похоже, что на сей раз действовали непрофессионалы. Об этом, по словам нашего собеседника в милиции, свидетельствует крайне неудачный, с точки зрения диверсанта, выбор места для террористического акта. Во-первых, поезда здесь, как было сказано, всегда замедляют ход, и установить это можно было без труда обычным наблюдением. Второе - так называемая "лежка" террористов, с которой они по проводам замкнули цепь взрывного устройства, тоже, не исключено, выбрана дилетантом. Вокруг открытое место, и, возможно, помощник машиниста не фантазировал, когда заявлял следователям, будто видел, как сразу после взрыва двое неизвестных мужчин поспешно убегали от железной дороги. Визуального обнаружения в таком случае можно было легко избежать - густого леса вдоль Павелецкой железной дороги достаточно. Наконец близость дачного поселка могла привести к месту закладки заряда, на которую наверняка понадобилась не одна минута, случайного свидетеля. И тогда бы у преступников все сорвалось.
Однако в любом случае репутации российских спецслужб нанесен новый чувствительный удар. Несмотря на все праздничные "усиления", нового ЧП предотвратить не удалось. А ведь чего-то подобного следовало ожидать. И именно на железной дороге. Вспомним: 12 июня прошлого года был взорван грузовой железнодорожный состав на 110-м километре железной дороги Гудермес - Прохладное (Чеченская республика). Какая там следующая памятная дата на календаре? 22 июня, День памяти? Не забыть бы, именно 22 июня минувшего года бандиты совершили почти безнаказанный кровавый налет на Ингушетию.