ПЕРЕДАЧА СО ЗДРАВЫМ СМЫСЛОМ

"Здоровье - не все. Но все без здоровья - ничто!" - такой девиз выбрала для себя программа "Здоровье" (ОРТ), которой в этом году исполняется 45 лет. О чем бы ни говорилось в очередном ее выпуске: профилактике остеохондроза, предупреждении инфаркта миокарда, особенностях аллергии или о банальном "как правильно чистить зубы", - это всегда интересно даже неискушенному зрителю. Может, еще и потому, что ее ведущая - обаятельная Елена Малышева воплощает в себе качества истинного медика - компетентность, доброту, участие...

- Елена, чтобы получилась передача о здоровье, чего нужно больше: знаний по медицине или журналистского мастерства?
- Важно и то, и другое. Программы о здоровье - это возможность профессионально и доходчиво рассказать человеку о том, что его до поры до времени не интересует и в чем он не разбирается.
- Как вы, терапевт-кардиолог, попали на ТВ?
- Случайно. После окончания Кемеровского медицинского института, аспирантуры в Москве и защиты кандидатской диссертации я из-за болезни сына была вынуждена уехать к родителям в Сибирь. Там работала в медицинском институте и параллельно на местном телевидении. Увлеклась. И когда возвращалась в Москву, уже знала, что так и буду продолжать работать в медицинском институте и на телевидении. Вначале пришла на Российский канал и делала там программу "Врача вызывали", затем училась в Америке, где окончила специальные курсы для тех, кто занимается здоровьем и окружающей средой в СМИ. Ну а когда на ОРТ восстановили программу "Здоровье", стала ее ведущей.
- Почему сначала вы выбрали профессию врача?
- Если человек растет в медицинской семье, то выбор профессии предопределен. Мои родители - хорошие, известные в Сибири врачи. Мы с братом и сестрой с детства привыкли к тому, что их по ночам и в праздники могли вызвать к "тяжелому" ребенку, и они шли, помогали, спасали. Часто тяжелые случаи обсуждались дома. Помню, однажды соседи попросили маму осмотреть их девочку, которая долго кашляла после простуды. Рентгенограмма высветила нехорошее "образование". Появилось серьезное подозрение на опухоль. Пока выясняли, что же там такое, родители девочки ничего не знали. А вот мы в семье искренне переживали. К счастью, диагноз не подтвердился.
Хорошие врачи никогда не говорят высоких слов о своей профессии. Но в такой обстановке благородство и драматизм медицины становятся частью твоего отношения к жизни. Мой брат стал известным хирургом (мы с ним двойняшки, он старше меня на 30 минут). Старшая сестра - невропатолог. И я мечтаю, чтобы мои дети тоже стали врачами.
- Когда-то на весь СССР были всего лишь один журнал "Здоровье" и одна аналогичная телепередача с Юлией Белянчиковой. Сейчас "оздоровительных" источников информации - пруд пруди. Народ стал чаще болеть?
- Не думаю. Издатели "заполняют нишу", учитывая спрос на эту информацию...
Что касается источников информации, то наша программа как была с 1957 года самой авторитетной в вопросах популяризации медицинских знаний, так ею и осталась. У зрителя к нам гораздо больше доверия. Честно признаюсь, я рада, что веду передачу, никак не зависящую от политической или иной конъюнктуры.
- Как возникла идея вашей премии "Призвание"?
- Рассказывая в программе о судьбах спасенных людей, мы, конечно же, говорим и об их спасителях - потрясающих врачах. В России они - традиционно особенные люди, понимающие, что в жизни есть то, что выше денег, и творящие чудеса за копейки. Вот мы и решили, что они заслуживают своей профессиональной премии больше, чем кто-либо другой. Ведь сегодня премии есть у певцов, писателей, актеров... Но все они и на свет появляются с помощью врачей, и всю свою жизнь прибегают к помощи медицины.
В сентябре прошлого года состоялось первое вручение премии "Призвание", а в этом году, 13 июня, - второе. Церемонию вручения премии зрители увидят на ОРТ в День медицинского работника 16 июня.
- Как ведется отбор самых достойных?
- В этом году от разных городов и весей страны было выдвинуто 138 кандидатов. Наш экспертный совет из 88 самых знаменитых врачей России в три тура провел тщательную экспертизу присланных пакетов документов. И в результате осталось по два-три кандидата в каждой из семи номинаций.
Это действительно удивительные случаи. Приведу три из них, вошедших в номинацию "За проведение уникальных операций".
В одну из больниц Красноярска привезли человека без сознания. Из его головы торчал большой гвоздь. Рентгенограмма показала, что внутрь черепа он вошел на 9 см. А в истории болезни сделана такая запись: "Со слов сопровождавших, потерпевший был слесарем и всю ночь пил с Фомкой. Фомка, воспользовавшись его невменяемостью, выстрелил ему в голову из строительного пистолета"... Не знаю, что стало с тем Фомкой, но потерпевшего красноярские врачи спасли. Они приедут на церемонию вручения с этим злосчастным гвоздем и кусочком черепной кости, которую пришлось выпилить, чтобы не повредить тонкие структуры мозга.
Во втором случае иркутские врачи буквально вернули с того света десятилетнего мальчика, который выпал из мчащегося автобуса. Несмотря на страшные травмы медики сохранили ему жизнь.
И еще одна история. В течение года врачи подтверждали человеку диагноз рака легких с метастазами в позвоночнике. Когда этот больной уже слег, его рентгенограмма попала в руки грудного хирурга из Краснодара, который в ней распознал туберкулез. Больному сделали сложнейшую одномоментную операцию по удалению части легкого и нескольких позвонков. Ослабевший позвоночник укрепили развернутым ребром. Да так основательно, что когда выздоровевший человек вскоре перевернулся на своей машине, позвоночник такую нагрузку выдержал. Эта операция не имеет аналогов в мировой практике. Все три случая достойны награды, но будет отмечен только один.
- Среди финалистов есть коллективы?
- Конечно. Сколько, например, было написано прессой об идентификации останков царской семьи. Так вот, осуществившая это группа судебно-медицинских экспертов разработала свой уникальный метод, благодаря которому были распознаны останки 700 наших солдат, погибших в Чечне. И родным вернули тела их мальчиков...
Одним из финалистов в номинации "За разработку нового метода лечения" стала группа профессора Белоярцева, создавшая перфторан, который еще называют "голубой кровью" или "живой водой". Молекула этого препарата переносит кислород гораздо лучше, чем эритроциты крови, а по размерам она в сто раз их меньше. Эта жидкость проходит в те места, в которые не попадает кровь. При гангрене это может спасти человеку ногу или руку. А находящиеся в глубокой коме люди приходят в себя.
Все это было открыто в начале 80-х в Советском Союзе. Но тогда на коллектив врачей-разработчиков завели уголовное дело, обвинив в недозволенных опытах над людьми и... перерасходе спирта. Руководитель проекта профессор Белоярцев покончил с собой, а исследования прикрыли. Мы нашли первую их пациентку - девочку, которая тогда попала под троллейбус и умирала. На пятые сутки ей ввели перфторан. Сейчас ей двадцать лет...
- А вы сами успеваете следить за своим здоровьем?
- Это не требует каких-то специальных усилий. С годами вырабатывается определенный стиль жизни со своими запретами и разрешениями. Я, например, не курю, не увлекаюсь алкоголем. В подходе к питанию придерживаюсь всем известных азбучных истин.
- Чего ожидать телезрителям от новых ваших программ?
- Рассказов о потрясающих достижениях медицины, которая становится совсем другой. Появились новые методы обследования и лечения, новые операции, которые занимают всего несколько минут, совершенно бескровны и дают человеку возможность выходить от врача уже через несколько часов - здоровым.