СМОТРИТЕ, КТО ВЕРНУЛСЯ!

В субботу, 1 июня, когда начинался чемпионат мира по футболу, а турнир "Ролан-Гаррос" из серии "Большого шлема" подошел к своему экватору, многочисленные российские любители спорта потеряли счастливую возможность бесплатно смотреть на шестой кнопке передачи спутникового коммерческого канала "НТВ +". Несмотря на разные прогнозы и экспертные оценки, с опозданием всего на пять дней против обещанного здесь стала вещать выигравшая 27 марта конкурс компания "Медиа-социум".

Для зрителей, следящих за событиями на отечественной телевизионной ниве, не секрет, что под этим названием работает хорошо всем знакомый коллектив журналистов, действовавших прежде на канале ТВ-6, а еще раньше - на НТВ. Те самые киселевцы-гусинцы-березовцы, не знаю уж, как их называть, которые в силу разных причин стали странниками по эфиру, а теперь вот вернулись, чтобы продолжить свое существование уже в рамках новой телекомпании.
Впрочем, канал, названный нынче "ТВС", продолжил свои прерванные четыре месяца назад основные программы: "Итоги", "Сейчас" (прежнее, не очень удачное название заменено на скромное "Новости"), "Итого" (теперь это "Помехи в эфире"), "Тушите свет", "В нашу гавань заходили корабли", "Дачники", "Без протокола", "Завтрак с Владимиром Соловьевым", "За стеклом". Канал также внес некоторые коррективы. Добавил еще несколько новых передач. Конечно, вряд ли можно по первой неделе вещания ТВС сделать далеко идущие выводы, но все же некоторые тенденции уже ощущаются.
Евгений Киселев, которого нещадно ругали за его "Итоги" - непомерно длинные, неуклюжие, похожие на назойливый политинструктаж, - попытался было реформировать свое детище. Соединить его с ток-шоу, которое шло прежде под названием "Глас народа", включив туда еще и "Тушите свет". Плюс еще "художественное чтение на политическую тему" в исполнении артиста Александра Филиппенко, резкое увеличение числа интерактивных опросов-пятиминуток зрительской аудитории.
Теперь аналитическая программа идет на глазах собравшейся в студии аудитории, которую ведущий иногда подключает к обсуждению проблем. Правда, делает это нерегулярно и без всякой системы. А зрителями у телеприемников откровенно манипулирует: "накачивает" их определенным образом, чтобы затем получить в телефонном опросе "заданный" результат. Так, обсуждая покупку неким питерским медиа-магнатом "Общей газеты", телеведущий столь тенденциозно подал происшедшее, что на его вопрос: "Считаете ли вы, что газету купили с целью ее ликвидации?", - большинство позвонивших ответили утвердительно. Вместе с тем все независимые эксперты-политологи в студии, выступавшие после этого, с позволения сказать, "голосования", высказали прямо противоположное мнение: на них-то "накачка" не подействовала.
Притом, что руководители "Медиа-социума", еще в марте борясь за лицензию на право вещания, заявляли о своем намерении отказаться от всех форм политиканства, оба выпуска "Итогов", выходящих под лукавым девизом "Только о том, что действительно важно", получились, как и можно было ожидать, политизированными сверх меры. "Действительно важными" оказались рассуждения Киселева в защиту А. Евстафьева, героя памятного ночного эпизода с "коробкой из-под ксерокса", о "политических ястребах", которые-де грозятся заклевать А. Чубайса (вот уж поистине невинный голубь!), о репрессиях, чинимых против какого-то близкого сотрудника В. Гусинского, и т.д.
Светлана Сорокина в своем фильме "Лебедь" вторит Киселеву не только в многословии (передача "Последняя высота генерала Лебедя" на ОРТ оказалась в два раза короче и намного содержательнее), но и в искусственной политизации некоторых обстоятельств. Она не раз предоставляет слово Б. Березовскому, который без ложной скромности сообщает нам, будто именно ему пришла в голову идея объединить генерала с Б. Ельциным накануне президентских выборов. Затем получается, что тот же "злой гений" российской политики сделал Лебедя губернатором. В какой-то момент перестаешь понимать, кому же посвящена часовая документальная лента, кто ее истинный герой.
Такой же политизированной обещает стать новая передача канала "Смотрите, кто пришел!". Ее ведет В. Соловьев, журналист, не отличающийся тактом и хорошими манерами. Он удивительно быстро вписался в команду Киселева. И бесхитростную передачу-интервью подавал с политическим "акцентом". Давно уж я не видел, чтобы Г. Зюганов подвергался на экране такой грубой, смахивающей на провокацию атаке. Расчет был на то, что политик (как к нему ни относись) сорвется. Но тот сдержался, только потребовал, чтобы журналист не забывал, что его дело не витийствовать, а задавать вопросы...
Гораздо удачнее выглядели на неделе неполитические передачи ТВС. По-прежнему хороши "В нашу гавань заходили корабли" и "Дачники". Остались на прежнем уровне "Тушите свет" и "Без протокола". Появились новые развлекательные и культурно-познавательные программы. "Публичные люди" рассказывают о знаменитостях. Подчас, когда героем сюжета становится, скажем, отмечающий свое 90-летие замечательный актер Иван Рыжов, получается превосходно. Когда же внимание авторов привлекают подробности распрей между двумя американскими поп-дивами, в прошлом близкими подругами, то испытываешь разочарование.
Ставший уже притчей во языцех проект "За стеклом" представлен программой "Теперь ты в армии". Российские и украинские юноши и девушки, облаченные в военную форму, оказались в военном лагере неподалеку от Киева. Первая неделя ушла на адаптацию и на создание смешанных пар из представителей разных государств. Мне лично это напоминало пошловатую телеигру "Любовь с первого взгляда", вызвавшую в свое время единодушное отторжение у зрителей и критиков.
К началу второй недели выяснилось вдруг, что пары в дальнейшем не понадобятся. Участников теперь разделили на две команды - российскую и украинскую. Зачем надо было городить лирический, с легким оттенком "здоровой эротики" огород - осталось непонятно. Кажется, авторы передачи вовремя не договорились друг с другом.