ВОСЕМЬ УЛИЦ - ШЕСТЬ МЕЧЕТЕЙ
Оцинкованные крыши сельских домов видны издалека. Сквозь яркую весеннюю листву деревьев бирюзовыми стрелами в небо взвились минареты мечетей. Их, как не без гордости замечает глава белозерской сельской администрации Фярид Халиков, шесть на восемь улиц. Строились храмы на пожертвования самих сельчан и друзей из Саудовской Аравии, Турции... Почти трехтысячное население Белозерья, где живут татары, получает оттуда не только материальную подпитку: исламские центры охотно преподают молодежи законы шариата. 18 юношей и девушек, которые сейчас изучают в этих странах историю ислама, суры Корана, вернувшись, донесут слово Аллаха до своих земляков, которые всегда были религиозны. Триста лет назад, когда их предки, булгарские татары, облюбовали здешние земли, они первым делом возвели мечеть, молва о которой передается из поколения в поколение. Основным занятием было и до сих пор остается сельское хозяйство. Земли здесь жирные, ухоженные. Кажется, воткни палку - она зазеленеет. На семейных угодьях выращивают свеклу, картофель, подсолнух. Кстати, семечки, торговать которыми мужское население выезжает на российские просторы, приносят немалый доход.
Каждая семья здесь и нынче живет по своим законам, и что ни двор - то "моя крепость". Белозерцы не работали ни на царя-батюшку, ни на советскую власть. Неподалеку от села - руины бывшего колхоза, где мужское население числилось символически. Пока мужчины на заработках, удел женщины - воспитание детей, поддержание домашнего очага, работа в личном хозяйстве. Белозерцы уверены, что именно "работа на себя, а не на чужого дядю" обеспечила им достаток и независимость. В том числе и отказ от воинской обязанности: ни один здешний юноша не знает, что такое армейская жизнь, хотя стрелять умеет каждый. К слову, 25-летний Равиль Ахмяров (он в розыске), участвовавший, по предположению следствия, во взрывах домов в Москве и Волгодонске, - родом из этого села.
- Народ здесь "горячий", - говорит старший помощник прокурора республики по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям Федор Сараев. - Порой споры, в том числе несогласие родителей выдать дочь замуж за нежданного жениха, выясняются с поножовщиной и стрельбой. Но это - между собой. Семейные тайны белозерцев - только "для внутреннего пользования": здесь не принято выдавать "своих". Сгоряча написанную жалобу на соседа-обидчика непременно заберут назад. Поэтому попытки завести уголовное дело, например, по статьям "Похищение человека", "Изнасилование" при очевидных, казалось бы, уликах остаются без результата.
Девочек старше 10 - 12 лет на улицах Белозерья не встретишь. Страх быть выкраденными, а затем насильно выданными замуж держит их дома. Так, по данным районной прокуратуры, из 320 учеников около 70 не посещают занятий. В основном это девушки, достигшие физической зрелости. Кражи невест и ранние браки в этом татарском селе - традиция стародавняя, но и сегодня слабый пол не свободен в выборе супруга, что нередко приводит к трагическим последствиям. На коллегии, посвященной вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которую проводил главный федеральный инспектор по Мордовии Александр Пыков, о тревожной ситуации, сложившейся в Белозерье, говорили прокурор республики Сергей Куденеев, министр образования Василий Кадакин, руководитель Духовного управления мусульман муфтий Рашит Халиков, другие официальные лица.
ПРУД "БЕДНОЙ ЛИЗЫ"
Я увидела его перед въездом в село. Пруд как пруд, если бы не фраза, оброненная старшим оперуполномоченным управления ФСБ Юниром Ямуковым. Оказалось, небольшой водоем хранит тайну гибели 17-летней девушки, имя которой Юнир Фатихович из этических соображений не назвал. Насильник, большой "знаток" женской физиологии, после брачной ночи выгнал ее из своего дома, объяснив это тем, что "молодая" - не девственница. Несчастной ничего не оставалось, как броситься в пруд: "испорченная", как называют в селе таких девушек, - клеймо, с которым замуж никто не возьмет.
- Недавно мою соседку тоже силком утащили из родительского дома, - подтверждает преподаватель музыки Венера Батракова. - Но все шито-крыто: родным приходится мириться с женихами-разбойниками. В замкнутой полупатриархальной общине, какой является наше село, свои законы: насильно выданные замуж девочки не имеют права уйти из новой семьи, от своего мужа, написать заявление в милицию.
Статистики по поводу кражи невест, разумеется, здесь не ведется. Но есть другие цифры. В 1995 году в Белозерье было зафиксировано 7 случаев установления отцовства, годом спустя - 8, а в прошлом - 17. Вывод напрашивается: не достигшие совершеннолетия девушки рожают вне брака, и это - те самые похищенные старшеклассницы...
УЧЕНЬЕ - СВЕТ, ДА НЕУЧЕЙ ТЬМА
- У нас нарушаются права ребенка и закон о всеобщем образовании, - констатирует директор школы Юрий Подгорнов. - И вся беда в том, что ситуация вообще может выйти из-под контроля, если на базе начальных классов будет создана медресе...
По сведениям УФСБ РФ по Мордовии, некоторые жители, считающие себя приверженцами "чистого ислама", планируют организовать медресе, где программа обучения соответствовала бы только исламским догматам. Вот это "только" и беспокоит, поскольку "светские" учителя окажутся выдворенными из села.
- Нам откровенно угрожают, чтобы мы добровольно убрались из школы, - говорят преподаватели. - Раз вы, мол, не молитесь, не знаете арабского языка, не ходите в платках и длинных одеждах, то чему научите наших детей? Так нас укоряют сельские "авторитеты". Терять нам нечего: ставка учителя 900 рублей - сущие копейки, но и их мы последний раз получили в марте. Объясняют это тем, что село - непьющее, некурящее, потому и денег в местном бюджете на зарплату нет. Мы привыкли к безденежью, полунищенскому существованию, только как сложатся детские судьбы, когда нас заменят муллами?
... Каким-то нелепым кажется все услышанное и увиденное. Богатейшее село, да только достаток этот - "на уровне желудка". В Белозерье, с его крепкими домами, дорогими иномарками во дворах, молодежь не знает, что такое кинотеатр, клуб, дискотека. Их не было "при коммунистах", нет и "при демократах". Да и будь эти самые очаги культуры, - когда туда ходить, если на дню предстоит совершить пять намазов? Между молитвами - работа по дому, в саду, на огороде. Если у девочек своя причина не ходить в школу, то ведь и мальчишки вынуждены пропускать занятия, помогая отцам в торговле. Нередко разъезды мужчин длятся годами. "Сын должен знать, как делать деньги. Есть деньги - ты уважаемый человек, все можешь купить", - поучал меня один из сельских "авторитетов". "Но не хлебом же единым жив человек, неужели, достигнув материального достатка, не хочется дать ребенку образование?" - искренне удивлялась я и встречала недоуменный взгляд собеседника. Потому и понятны слова директора школы:
- Не уверен, что, закройся завтра общеобразовательная школа, все родители бросятся определять детей в медресе, - сомневается Юрий Федорович. - Следовательно, судьба их как бы заведомо расписана: у девочек - ранний брак, нелюбимый муж, "производство" детей, а у мальчиков - торговля семечками вдалеке от родительского дома...
- Определенный резон в этих словах есть, - считает председатель регионального Духовного управления мусульман Мордовии муфтий Зяки хазрат Айзатуллин. - У меня растут трое детей, и я хотел бы видеть их культурными, образованными людьми. В первую очередь это касается старшей дочери, которая сейчас перешла в 9-й класс. Назия мечтает стать врачом, и я все сделаю для этого. Светское образование считаю обязательным, хотя не хотелось бы лишать детей и религиозного. Для меня эти две системы просвещения как бы дополняют друг друга. Истинному исламу чуждо всякое насилие, в том числе и в такой форме, как кража девушек, что нередко случается в Белозерье. Великий грех совершают мои единоверцы, оскорбляя достоинство женщины, которую Аллах создал из верхнего ребра Адама. В Коране есть об этом мудрая сура, которая гласит: "Не пытайтесь выпрямить "ребро", иначе сломаете его. Уважайте женщину, соглашайтесь с ней такой, как она есть"...
Наблюдая, как Зяки хазрат общается с дочерью, супругой, веришь в его искренность. Пусть Назие удастся благополучно окончить школу, поступить в институт и стать врачом. А пока за свою 300-летнюю историю белозерцы не могут похвастаться ни одним своим земляком, получившим высшее образование, прославившим малую родину какими-то достижениями в науке, экономике, культуре...
... На школьной лужайке прыгают, играя в "классики", девчушки в длинных платьицах. На головах туго повязанные, до самой переносицы, платки. Рядом, переговариваясь, стоят отцы: не ровен час - вдруг объявится незваный жених? Так вот и живут эти люди в селе с красивым названием Белозерье, где последний школьный звонок звучит только для мальчишек...