СЕКТАНТЫ В ШИНЕЛЯХ

На территории 5-го военно-клинического госпиталя в подмосковном Красногорске органами налоговой полиции была задержана некая Альмира Ахтямова. Ее взяли "под белы руки", когда она получала зарплату как официальная сотрудница этого учреждения. А. Ахтямова - член скандально известной "группы Столбуна", которая давно признана одной из опасных тоталитарных сект у нас. Уголовное дело было возбуждено против "столбуновцев" еще в 1998 году по статье 171 часть 1 УК РФ ("незаконная предпринимательская деятельность") за то, что они на базе межрегиональной общественной организации инвалидов военной службы "Забота" осуществляли "медицинскую помощь" военнослужащим, основываясь на сомнительных, по сути, криминальных методах своего лидера Виктора Столбуна. Неужели сектанты проникли теперь и в военное ведомство?

Я впервые столкнулся с "группой Столбуна" еще в 1994 году на слушаниях, которые проводила президентская комиссия по правам человека. Они как раз были посвящены деятельности созданной Столбуном "школы-интерната "Феникс". И теперь в моем архиве уже три толстые папки, в которых собраны материалы, отражающие основные этапы деятельности этого непотопляемого "медика-педагога-новатора".
...История началась около четверти века назад. В свое время Столбун был отчислен за неуспеваемость с третьего курса медицинского института, а затем с третьего курса Московского педагогического. В конце концов "вечный студент" получил- таки диплом заочника пединститута по специальности русский язык и литература.
Детишек тогда Столбун учить не стал. Непостижимым образом в 70-е годы он умудрился устроиться в качестве психолога сначала в Московскую психиатрическую больницу, затем-в 1-ю Градскую. Он брался лечить все: алкоголизм, наркоманию, астму, онкологические беды, шизофрению...
"Целебным" фактором, по Столбуну, считалась ломка "неправильной структуры личности". Если взять суть, зерно, методом унижения этой самой личности. Ему даже посвятил в свое время один из очерков известный журналист В. Аграновский.
"Мне рассказывали, как он лечил одного известного актера и режиссера, - писал он. - Лечил от пневмонии. Он будто бы усаживал его перед собой на стул, глядел ему прямо в глаза сверкающим взором гипнотизера и убедительным голосом внушал-разумеется, не один на один, а в присутствии других пациентов, иначе какое же это будет уничижение личности, - что никакой он не артист, а совершеннейшая бездарь, что его режиссерские потуги обречены по той же причине, что как мужчина он типичный уродец, поскольку лыс и маленького роста, и жена его, красивая актриса, конечно же, ему изменяет и рано или поздно бросит его ради какого-нибудь плечистого и кудрявого таксиста, и что как личность он полное ничтожество, трус и конформист... "
Происходила эта шокирующая сцена в одном из профилакториев в подмосковном городе Дмитрове, где обосновалась созданная Столбуном "коммуна", которую в последующие годы отнесут в разряд сект тоталитарного характера. Рассказывает дочь Столбуна Екатерина Кудрявцева:
- Наша коммуна возникла в середине семидесятых в Москве. Длительное время находилась на квартире Стрельцовой, первой помощницы и фактической жены моего отца. Группа быстро росла, ее ядро составляли человек тридцать... Столбун считал, что основной задачей коллектива является в конечном счете "переустройство общества".
В организацию мог быть принят только "наш человек": наивный, внушаемый, не имеющий сил сопротивляться чужой воле. Поэтому Столбун предпочитал работать с детьми и молодежью, очень неохотно поначалу допуская в свою среду людей зрелого возраста.
- Как же осуществлялась ковка "нового человека"?
- Столбун избивал мою мать, женщин, которые пришли ей на смену, - рассказывала Катерина. - Когда мне было 17-19 лет, я видела жестокие избиения бабушки-матери Столбуна. Раз он ударил ее так, что она перестала слышать на одно ухо. Бабушка была больна раком и в последние годы почти все время лежала. Столбун же избивал ее прямо в кровати - за то, что она не подчиняется правилам "лечения", для которого необходимо, чтобы мать относилась бы к нему не как к сыну, а как "к одному из величайших гениев человечества"...
Когда Екатерина решила покинуть секту, отец стал избивать и ее. В конце концов чувствуя себя загнанной в угол, беременная, она выпрыгнула с третьего этажа "храма социальной гармонии". С переломами Катерину доставили в больницу. К счастью, врачам удалось ее спасти. Ребенок, конечно, погиб... Произошло это, как говорит Екатерина, в Душанбе, где на квартире одной из последовательниц Столбуна базировалась тогда "коммуна". И именно в тот период к Столбуну присоединилась упомянутая выпускница Таджикского университета преподаватель химии Ахтямова.
В разные годы Столбун практиковал и еще один метод, который журналисты с иронией окрестили грубовато: "К звездам - через анальное отверстие". Сам "целитель" назвал его наукообразным термином "дозированное центропетальное воздействие (ДЦРВ)". На практике выглядело это так. Больных загоняли скопом в процедурный кабинет, просили приспустить штаны (или юбки) и намазывали им ваткой с хлорэтилом слизистую оболочку ... Считалось, что так оказывается благотворное воздействие на различные участки головного мозга. Как заключили медэксперты, такое использование хлорэтила вызывает наркотический эффект. К тому же против Столбуна в 1988 году было возбуждено уголовное дело по фактам избиения детей.
- Его тогда закрыли, - сказала корреспонденту "Труда" областной прокурор Московской области Алевтина Тарасова. - Не потому, по сути, что факты не подтвердились, а за давностью событий...
После скандала Столбун ушел в тень. Но не надолго. Его "коммуна" снова всплыла - теперь уже в подмосковном Ступине в 1992 году, в личине школы-интерната "Феникс". Столбун отказался от использования в своих "процедурах" хлорэтила. И начал воздействовать на ту же самую "зону" слабым электротоком. На жаргоне это называлось "слоением"...
- У меня после этого возникало чувство легкой эйфории, - рассказывал мне один из учеников Столбуна.-Я чувствовал себя расслабленно и комфортно. Воздействие всегда осуществлялось перед сном, так как после него трудно сосредоточиться и заниматься повседневными делами. Зато спали по три часа в сутки и, несмотря на это, чувствовали себя прекрасно... . Столбун убеждал нас, что таким образом сделает из нас "сверхчеловеков".
Тревогу тогда забила Светлана Романюк- нынче заместитель председателя Московского комитета по спасению молодежи от псевдорелигий и тоталитарных сект. Она обратилась в Комиссию по правам человека при президенте РФ. В 1994 году был создан экспертный совет для оценки деятельности Столбуна.
Из заключения психиатрической экспертизы:
"... Метод вызывает у детей пассивную подчиняемость. Такое воздействие на психику является нарушением их прав и законных интересов, записанных в конвенции ООН 1969 года о правах ребенка".
Один из экспертов, кандидат медицинских наук Эмиль Гушанский, заместитель главного врача психо-неврологического диспансера N 21 города Москвы поделился со мной:
- Я бы сравнил методы Столбуна с вживлением электродов в мозг крыс, в "центр удовольствия". Во время таких опытов животные умирали с голоду, но не притрагивались к пище, продолжая рваться к магнитному полю, благодаря которому испытывали наслаждение.
Тем не менее известный правозащитник Сергей Ковалев, несмотря на позицию других авторитетных людей, в том числе, скажем, Елены Боннэр, занял сторону Столбуна.
- Мне кажется, Ковалева просто ввели в заблуждение, - сказала мне в этой связи Светлана Романюк. - В школу-интернат "Феникс", например, его возил тот самый известный режиссер, о котором писал в своем очерке Аграновский и который, несмотря на садистские методы лечения, до сих пор является ярым сторонником Столбуна (хотя, кстати, от пневмонии у "целителя" так и не излечился). Сергей Адамович пришел тогда к выводу, что нарушением прав человека в данном случае будет запрещение родителям выбирать метод Столбуна для воздействия на своих детей. Правозащитники вообще особо щепетильны в том, что касается запретов.
И все же разразился очередной скандал. И в 1994 году Столбун вынужден был прекратить деятельность "Феникса". Но "медику-педагогу-новатору" к этому было не привыкать - он свыкся, видимо, с тем, что его постоянно сопровождали шумные разоблачения.
Его "коммуна" меняла то и дело места дислокации и названия. Москва, Душанбе, Набережные Челны, Тверь, Торжок, Троицк, Пушкино, Егорьевск... И удивительно, все сходило с рук. Может, потому, что в зависимость от Столбуна попадали и люди, представленные на разных ступенях власти? В частности, те, кто страдал от алкоголизма. Лечились у Столбуна и дети влиятельных лиц - тут тоже полный набор: и алкоголизм, и наркомания, и всякие психические отклонения. И реальные, и диагностированные Столбуном. Кто-то платил ему деньгами, кто-то, возможно, покровительством.
В 1996 году связи "медику-новатору" уже не помогут - Министерство здравоохранения РФ (приказы N 245 и N 321) запрещает использовать его метод - тот самый, с электродами "сзади". И вряд ли кто-то мог предположить, что его непотопляемая "группа" всплывет в одном из подразделений Минобороны.
В начале 1999 года Александр Цалко, генерал в отставке, бывший депутат Верховного Совета, председатель Совета межрегиональной общественной организации инвалидов военной службы "Забота", а также, отметим про себя, соратник Столбуна, обращается с предложением к тогдашнему министру маршалу Сергееву - создать "научно-методологическую лабораторию медико-психологической коррекции". Лаборатория, по замыслу Цалко (надо думать, искреннему) предназначалась для "диагностики и лечения расстройств центральной нервной системы у военнослужащих , пострадавших в военных действиях". Весной того же года указанная лаборатория и была создана на базе 5-го военно-клинического госпиталя ВВС в Красногорске. А еще через некоторое время по инициативе Минобороны в Московской областной психиатрической больнице (МБОП) N 3 в городе Егорьевске организуется "совместная научно-практическая работа по комплексному исследованию и лечению психиатрических больных с затяжным типом лечения". "Практическую работу" ведут сотрудники лаборатории. В ее составе - Столбун с компанией, включая Ахтямову. Теперь она зачислена в штат целителей военным медицинским психологом.
Но вместо солдат и офицеров в лабораторию вдруг начинают поступать из психоневрологических интернатов и школ-интернатов дети, больные олигофренией. Почему Столбун предпочел работать с ними - непонятно. Может, потому, что они более внушаемы?
Главный психиатр Московской области В. Поддубный проводит в клинике проверку. Выясняется, что работа с детьми осуществлялась "в обстановке строгой таинственности и секретности". "Врачи из других отделений в 1-е отделение (где функционировала "лаборатория" - О.З.) не допускались"... "состояние пациентов изменялось только к худшему".Поддубный предлагает немедленно "прекратить использование в больнице запрещенного Минздравом метода лечения В. Д. Столбуна", сотрудников "лаборатории"-уволить. Что и будет сделано. Причем уволят из-за этого скандала и самого главного врача МБОП N 3 А. Кротова.
Свою проверку начнет и прокуратура Московской области. В результате возбуждено уголовное дело "по факту незаконного помещения детей в психиатрический стационар". Сейчас оно находится в Егорьевской прокуратуре.
- Занимается "сектой Столбуна" наш следователь Андрей Абрамов, - сказал мне Егорьевский городской прокурор, старший советник юстиции Григорий Панарин. - Обвинения пока никому не предъявлены. Приходится проверять большой объем информации. Столбун и его сторонники ведь еще и зарплату получали. Необходимо выяснить, насколько и это было законно.
Хочется надеяться, что на этот раз в "деле Столбуна" наконец-то будет поставлена точка. Но пока в этом приходится сомневаться. Альмиру Ахтямову спустя несколько дней после задержания отпустили из-под стражи: уголовное дело против нее было прекращено в связи с амнистией. А вопросы остались. Например, каким образом эта дама смогла устроиться в госпиталь, пребывая под следствием? У нее, кстати, как и у большинства "специалистов Столбуна", не было никаких медицинских дипломов. И вопрос, задаваемый уже очень многими: почему настолько неуязвим сам Виктор Давыдович Столбун?.. Поживем - увидим.