Отец-основатель "Кинотавра" продюсер Марк Рудинштейн выглядит в эти дни похудевшим, жутко усталым, но вполне довольным: одиннадцатый по счету фестиваль прошел без неприятных эксцессов, что даже удивительно для такой огромной (более тысячи участников и гостей!) кинотусовки. Но факт остается фактом: на сей раз никого из "звезд" не обворовали по-крупному (мелкие пляжные кражи не в счет), никто по пьяной лавочке не сломал себе руку или нос, что, увы, случалось на прежних киносмотрах. Правда, серьезно повредила ногу итальянская звезда Орнелла Мути, но у себя на родине. Из-за этого прискорбного обстоятельства актриса не смогла приехать в Сочи, хотя здесь ее очень ждали: Орнелла должна была вручить приз российскому актеру за лучшее исполнение мужской роли. Теперь эту приятную миссию возьмет на себя кто-то другой.
Всего на "Кинотавре" будет вручено семь призов. За право называться лучшим актером фестиваля спорят такие корифеи экрана, как Валентин Гафт, блеснувший в социальной драме В.Фокина "Дом для богатых", Вахтанг Кикабидзе, снявшийся после 25-летнего перерыва у своего учителя и друга Г. Данелии в комедии "Фортуна", Владимир Машков и Сергей Маковецкий, на чьих плечах держится исторический киноколосс А. Прошкина "Русский бунт". И, наконец, стремительно вырастающий в звезду Максим Суханов, который небанально сыграл счастье и муку поздней любви в мелодраме В. Ахадова "Женщин обижать не рекомендуется"...
Кино у нас по-прежнему "мужское", хорошо выписанных женских ролей мало. Актрисы, увы, чаще всего призваны подыгрывать своим партнерам. Но случаются и приятные исключения. Фестивальной публике запомнились Чулпан Хаматова, органично вписавшаяся в фантастические восточные декорации "Лунного папы", Амалия Мордвинова, проявившая тонкое чувство жанра в душераздирающем триллере "Затворник", Вера Глаголева, превратившаяся в фильме "Женщин обижать не рекомендуется" из "синего чулка" в обворожительную, одухотворенную любовью красавицу. Скорее всего, обладательницей приза за лучшее исполнение женской роли станет кто-то из этой прелестной и, безусловно, талантливой троицы.
Как ни странно, проще делать прогнозы относительно того, кому достанется главный фестивальный приз. Конкурсный экран в этом году на удивление пестрый, неровный. Такие фильмы, как "Тонкая штучка" А. Полынникова, "Лицо французской национальности" И. Хотиненко, "Мистерии" М. Калатозишвили, "Врата Евы" А. Минга, оказались просто провальными, недостойными уровня престижного фестиваля, каким уже по праву считается "Кинотавр". Еще ряд лент, среди них "Четырнадцать цветов радуги" Д. Светозарова, "24 часа" А. Атанесяна, "Чек" А. Бородянского и Б.Гиллера, "Брат-2" А. Балабанова и т.д. и т.п., слились на экране в неразличимую серию про криминально-бандитские разборки с десятками трупов, разможженными головами, реками бутафорской крови. Так что выбор у жюри, которое возглавляет известный кинорежиссер Игорь Масленников, на поверку не столь уж велик: всего пять-шесть более или менее достойных картин. Прямо скажем, негусто.
Основным претендентом на Гран-при фестивальная публика с достаточно редким единодушием считает фильм "Дневник его жены" режиссера Алексея Учителя. Это рассказ о последних годах жизни Ивана Бунина (его роль исполняет кинорежиссер Андрей Смирнов), когда великий писатель, эмигрировавший во Францию, оказался в паутине долгов, сложных отношений с окружающими. В фильме его боготворит жена, он же любит молодую поэтессу Галину Кузнецову, а та изменяет ему с... другой женщиной. Несмотря на кажущуюся эпатажность сюжета (увы, имевшего место в жизни), фильм пленяет изящной ироничностью формы, он пронизан нескрываемым уважением к личности, творчеству классика русской литературы, умевшего, как никто другой, живописать светлые и темные стороны страсти. На наш взгляд, самому фильму недостает чувственной стихии, любовной неги, он суховат, временами даже бесстрастен, что, впрочем, не охлаждает его поклонников.
- Я увидел настоящее произведение искусства, только ради этого фильма стоило проводить фестиваль, - делится с нами своими мыслями народный артист СССР Ростислав Янковский.
Казалось бы, после премьеры "Дневника", встреченной на редкость дружными аплодисментами, все уже предрешено. Но к моменту, когда мы передаем эти строки, еще не сказал своего слова оскаровский лауреат Владимир Меньшов, фильм которого "Зависть богов" будет показан под самый "занавес" фестиваля. Эту ленту, которую пока никто не видел, ждут с особым нетерпением. Не исключено, что она спутает все карты и внесет серьезные коррективы в призовой пасьянс...