"Скованными одной цепью" оказались два творческих коллектива - Театры киноактера и "Летучая мышь". Первый имеет собственную сцену и четыре спектакля. Второй - большой репертуар, популярность, но не крышу над головой. В 1997 году из крохотного помещения ГИТИСа в Гнездниковском переулке он временно перебрался на Поварскую, в стены Театра киноактера. После смерти художественного руководителя театра, поэта, писателя и телеведущего Григория Гурвича все обернулось суровым бездомничеством...
Дирекция Театра киноактера и прежде чинила препятствия "Летучей мыши", а нынче вовсе отказалась продлевать срок аренды, предложив Любови Гурвич-Шапиро, сменившей мужа на посту худрука, разорительную почасовую оплату.
Нельзя однозначно судить, кто прав, кто виноват. Формально, возможно, права у директора Театра киноактера Олега Бутахина. Взамен музыкальных спектаклей он волен создать развлекательный комплекс из ресторанов, бильярдных, ночных клубов, дискотек; разместить в зрительном зале некий московский "Мулен-Руж" - кабаре с канканом и сервированными столиками вместо традиционных кресел. А заработанные на коммерции деньги в конце концов направить на реализацию творческих планов собственного коллектива...
Но как раз для решения этих задач Олегу Михайловичу необходима "летучая" труппа, пластическое мастерство которой и поставленный вокал лучше всякой рекламы привлекут богатую публику. Согласно данным опроса в Интернете, по рейтингу популярности "Летучая мышь" стоит сейчас сразу после Ленкома.
Любовь Гурвич-Шапиро не против совместных проектов с Театром киноактера, но она никогда не даст согласия разогнать кордебалет, оркестр и уволить своих рабочих сцены, иначе развалится весь налаженный механизм и уникальный театр перестанет существовать.
Вообще-то театры и рады бы разъехаться, да "Летучей мыши" некуда деться. Уйти театру снова в подвалы и на чердаки навряд ли получится - он вырос из коротких штанишек малого жанра, собирая 600-700 человек на каждый спектакль.
Надо сказать, что за всю историю этого по-настоящему яркого, веселого театра у него возникало немало горьких моментов: открывшись в 1908 году, он в 20-м эмигрировал за границу, исколесил всю Европу и Америку, принимал аплодисменты зрителей в Нью-Йорке и Париже. В 1988 году состоялось его второе рождение. И надо же было такому случиться, чтобы спустя 12 лет он вновь оказался под дамокловым мечом...
Многие видные деятели искусства подписали письмо с просьбой защитить "Летучую мышь". Скоро оно ляжет на стол министру культуры М.Швыдкому. Неужели ему не по силам будет примирить "коня и трепетную лань" - найти для "Летучей мыши" хоть скромное гнездышко?