В МХТ и Театре Наций о войне рассказали без глянца
В майские дни почти одновременно в двух столичных театрах вышли спектакли на военную тему. В МХТ им. А. П. Чехова худрук Сергей Женовач выпустил «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, а режиссер Дмитрий Сердюк написал и поставил на Малой сцене Театра Наций документальную литературную композицию «Моими глазами». Один спектакль посвящен солдатам, другой — оказавшимся в тылу и в оккупированных городах детям, женщинам, старикам. Чья жизнь тяжелее, сказать трудно, но одно несомненно: обе постановки вызывают горячее сопереживание, поскольку лишены поощряемого сегодня на официальном уровне плакатного глянца и без прикрас рассказывают о людских судьбах, исковерканных и оборванных войной.
Спектакль «В окопах Сталинграда» начинается со сцены бомбежки. Звучит сирена, одна половина занавеса падает, будто от обстрела, вторая повисает буквально на волоске, вниз летят вышки с осветительными приборами, из них вырываются снопы искр... Наконец наступает тишина, и на сцене показывается лейтенант Юрий Керженцев — альтер-эго самого Виктора Некрасова. Именно он — главный рассказчик обо всех событиях, и только иногда другие бойцы выходят на авансцену, чтобы добавить что-то важное, свое. Режиссер не ошибся с выбором актера на центральную роль — харизматичному и обаятельному Артему Быстрову, широко известному по роли правдолюба в фильме Юрия Быкова «Дурак», веришь безоговорочно. На сцене практически нет действия, идет именно рассказ — об атаке, о жизни до войны, о суде над капитаном, превысившем полномочия и ставшем причиной гибели своих солдат...
Проходящая перед зрителем галерея образов заставляет поражаться, сколь непохожих людей объединяла в одной землянке борьба против захватчиков. Например, двух лейтенантов — интеллигента Фарбера (Армэн Арушанян) и забияку разведчика Чумака (Данил Стеклов), бывшего матроса и хулигана. Война преображает обоих: робкий Фарбер находит в себе силы сказать перед судом нелицеприятную правду о старшем по званию, а Чумак осознает, что друзья — не только те, с кем славно выпить, но и те, за кого, если понадобиться, жизнью рискнешь.
Впрочем, есть в спектакле и те, кого грозные события никак не изменили: например, упитанный капитан Астафьев (Артем Волобуев), безвылазно сидящий в штабе и мечтающий о военных трофеях.
На сцене в основном молодые актеры, но среди них есть и два представителя более старших поколений, оба очень убедительные в своих ролях: Евгений Сытый (майор Бородин) и Сергей Сосновский (капитан Сумароков). От лиричного конца спектакля ком в горле: на сцене появляется елка, бойцы отмечают зимний праздник и мечтают, что следующий Новый год они встретят со своими семьями. Хотя непонятно, все ли из них встретят завтрашний день...
В постановке «Моими глазами» восемь актеров друг за другом рассказывают подлинные истории подлинных персонажей, среди которых, например, балерина Ольга Лепешинская (Мария Смольникова), 11-летний мальчик Витя (Юрий Нифонтов), блокадница Зинаида Игнатович (Сати Спивакова), пионер-герой Муся Пинкензон (Дмитрий Симонов). Эти сюжеты автор и режиссер Дмитрий Сердюк разыскал в библиотеках и архивах. Только один участник спектакля, Авангард Леонтьев, рассказывает свою семейную историю — о погибшем на фронте старшем брате, в честь которого и назвали будущего актера, родившегося через два года после Победы. Пронзительное повествование дополняет музыка небольшого оркестра, написанная самими музыкантами — скрипачкой Полиной Лундстрем и пианистом Михаилом Спасибо. Роль декораций выполняет огромный экран, на котором показывают то кадры военной кинохроники, то графику художника-фронтовика Евгения Расторгуева и работы театра песочного искусства «Пески времени». В финале мощным аккордом звучит выступление Натальи Теняковой — она читает предсмертное письмо матери Василия Гроссмана Екатерины Савельевны к сыну, которое он включил в роман «Жизнь и судьба». Это страшное свидетельство бессердечия не только фашистов, но и соседей пожилой женщины, радующихся переводу евреев в гетто: «Слава Богу, жидам конец». Тенякова произносит текст почти бесстрастно, но с огромной внутренней силой. Несправедливость, уродливость событий того времени становится настолько очевидной, что понимаешь, почему пережившие их люди твердили как заклинание всю оставшуюся жизнь: «Только б не было войны».