Ридли Скотт: «Про Робин Гуда я знаю все»

Каннский фестиваль открылся фильмом «Робин Гуд»

Режиссер Ридли Скотт не смог приехать на Каннский фестиваль, который открылся его фильмом «Робин Гуд» с Расселом Кроу в заглавной роли. Однако голливудский корреспондент «Труда» смогла пообщаться с режиссером в Лос-Анджелесе в отеле Four Seasons.

— Средневековье тянулось долго. А к какому периоду относится ваша история?

— К самому среднему Средневековью, его еще называют высоким. Оно начинается с середины XI века, а заканчивается где-то в XIV. Ричард Львиное Сердце умер в 1199 году. Ему в шею попала стрела, и он умер спустя два дня. В общем, он не смог вернуться в Англию и оставил страну своему брату, принцу Джону.

Меня всегда интересовал Робин Гуд и то, как он выводил из себя ноттингемского шерифа, да так, что у последнего аж усы шевелились. Но я не понимаю, почему Джона всегда изображают как плохого короля — ведь на самом деле он лишь немного повысил налоги. Согласно моей логике он был вполне внятным правителем. Он правил 17 лет и закончил свое царство подписанием — правда, под давлением восставших баронов — Magna Carta. Вы знаете, что такое Magna Carta?

— Нет.

— Magna Carta — это Великая хартия вольностей. Это один из первых международных документов, в котором прописаны роли короля и жителей страны в целом. Когда имеется такой документ, то король просто вынужден признать права своих подданных. И тогда можно говорить о правящем классе и справедливом короле. Правящий класс состоял из аристократов, а все остальные были простолюдинами. Знали ли и признавали ли они Magna Carta? Сомневаюсь. Но тем не менее подписание этой хартии было знаком прогресса.

— Вы, наверное, недолго думали, когда предложили Расселу Кроу роль Робин Гуда. Похоже, у вас с ним есть договор впредь снимать все фильмы вместе?

— (Смеется.) Я часто затеваю новые проекты. Рассел звонит мне периодически и спрашивает: «Чем занимаешься?» А я ему отвечаю: «Да вот все тем же занят».

— Можете рассказать немного о Кейт Бланшетт? Вы ведь пробовали и других актрис на роль овдовевшей Мэрион, не так ли?

— Сиенна Миллер значилась в этом проекте недолгое время. Но вы же знаете, что она слишком молодая. Сценарий требовал женщину 38 или 40 лет. В средние века если девушка не выходила замуж в 25, то она уже считалась старой девой. Вот она встретила этого парня и быстренько вышла за него замуж. Это был сэр Уолтер Локслей, которого играет Макс фон Сюдов. В один прекрасный день он сказал ей: «Я отправляюсь на Святую землю с Ричардом Львиное Сердце». В общем, она знала его всего один день и одну ночь. После этого он исчез на 10 лет.

Его убили по пути домой, и тут оказалось, что у нее больше нет прав на поместье. Она оказалась безмужней после того, как сама вела хозяйство на протяжении 10 лет, старик Уолтер мало чем ей помогал. Мэрион знала, что потеряет поместье, когда Уолтер умрет, а поместье — это для нее было все. Согласно тогдашним законам поместье переходило к короне, и получается, что вдова тоже как бы отдавалась на милость короне. Например, король мог сказать ей: «Я пришлю тебе паренька. Если он тебе понравится, выйдешь за него замуж и тогда сможешь остаться жить в поместье». Таковы были законы и нравы той эпохи. Женщину могли вышвырнуть, если у нее не было кровного родства с владельцем поместья. А у Мэрион такового не было — она просто была замужем за сыном Уолтера.

— Значит, она не дева Mэрион?

— Нет, она просто Mэрион. Но, если хотите, можете называть ее девой.

— Расскажите немного о съемках. Где они проходили и как долго длились?

— Мне хотелось как можно больше снимать во Франции, но не получилось. В основном фильм снят в Англии и Уэльсе на огромном открытом пространстве, похожем на пляж. Получилось как бы повторение событий 1066 года, когда нормандцы завоевали Англию. Я подумал: почему бы и нет — пусть французы вернутся и завоюют все обратно. Конечно, французы будут утверждать обратное, но я-то знаю, что мы надрали им задницу. Племянник короля Франции Филиппа, конечно, был постарее, но у меня в фильме ему около 40. Он попытался захватить Англию в 1198 году.

Привез с собой небольшой флот, высадился недалеко от Портсмута и атаковал город. Но ему пришлось развернуться обратно и бежать. Другими словами, он проиграл, и мне это кажется очень интересным. Суть в том, что французы всегда хотят завоевать Англию, а тут как раз случай выдался удобный: Ричард Львиное Сердце, король страны, отсутствует. То есть кота нет, а значит, мыши могут ринуться вперед и попытаться вернуть потерянное. Филипп был постоянной головной болью для французов. Хотя мне кажется, что Ричард Львиное Сердце был малость туповат, и Филипп играл им.

— Слушая вас, начинаю понимать, что в этой истории много неясного и неоднозначного. Это то, что вы хотите передать в своем фильме?

— Нет, я предпочитаю, чтобы все было очень конкретно. Фильм начинается смертью Ричарда Львиное Сердце от французской стрелы, которая попадает ему в шею. Его подстрелили случайно, но он умирает, и теперь Англия попадает в руки принца Джона. Над его головой кружится мать Элеонора Аквитанская, которую можно охарактеризовать как редкую зануду. А Джону предстоит нелегкая задача по воссоединению обанкротившейся страны. Тут возвращается армия Ричарда Львиное Сердце после 10 лет странствий и безо всякой оплаты. Солдаты пытаются вернуться к своим семьям, если таковые еще остались, ибо в то время в Англии царил голод. А куда может вернуться Робин? Ведь он даже не знает, есть ли у него дом. Последний раз своего отца он видел, когда ему было 5 лет. Он приезжает в Англию, сам не зная, куда идти и что делать.

— Насколько я понимаю, в этом проекте и ноттингемский шериф, и Робин Гуд должны быть плохими. Почему же тогда сценарий изменился?

— Мы полностью переписали сценарий фильма, который поначалу назывался «Ноттингем». Было просто смешно. Я бы даже сказал — ужасно. Я-то думал, что переписывать придется только одну страницу. Начали мы с того, что раз уж мы снимаем историю про Робин Гуда, то это должен быть продукт мирового масштаба. Зачем называть фильм «Ноттингем» и тратить 80% всего рекламного пространства на то, чтобы объяснить, что «Ноттингем» — это не просто Робин Гуд? Это не имело никакого смысла.

— Что нового вы узнали о Робин Гуде, снимая этот фильм?

— Ничего. Я все про него знаю. (Смеется.)

— Почему Робин Гуд так притягателен?

— Робин Гуда всегда представляли как очень справедливого героя. Я уже не говорю о его благородстве в стиле рыцарской эпохи. Идеализм благородства пришел из эпохи, которую называют средними веками или темными веками. Это была просто великолепная эпоха. И мне показалось, что мы можем снять фильм, более близкий к реальности. Ведь все, что было снято до нас, мягко говоря, было неправдой.

ВСЮ ПРАВДУ ОБ ИСТИННОЙ ЖИЗНИ В ГОЛЛИВУДЕ ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ «ТРУДА», В БЛОГЕ ГАЛИ ГАЛКИНОЙ>>