Мал и опасен

Вынужденное безденежье заставляет россиян пересаживаться на малолитражки. Спрос на них сегодня в два раза выше, чем до кризиса. Выгода очевидна: содержание такой крохи дешевле, парковаться на ней легче. Одна беда: безопасность мини-авто примерно на треть ниже, чем его больших собратьев. Однако это дело поправимое.

Стань заметным

Выбирая цвет авто, не гонитесь за модой, а думайте о безопасности. В этом весеннем сезоне, как выяснили специалисты, самыми модными у нас стали черные машины. Кризис так давит, что ли? Между тем черные, синие, зеленые и коричневые авто чуть не в три раза чаще попадают в ДТП, чем, к примеру, серебристые. Причина понятна: их трудно заметить на дороге, особенно в темное время - сливаются с ландшафтом. Лучше отдать предпочтение желтым, белым, красным моделям. Увлекаться пестрыми рисунками на бортах и крышах не стоит - это отвлекает других водителей. Специалисты института экономических и социальных исследований также установили, что женщины по интуиции выбирают как раз самые безопасные цвета. Так что мужчинам есть смысл прислушиваться к женам и подругам.

Не только цвет делает маленькую машину заметной. Например, можно ездить с ближним светом не только за городом, как требуют ПДД, но и в мегаполисе: яркие фонари и фары хорошо видны и водителям, и пешеходам. Профессионалы советуют перед перекрестками нажимать на тормоз несколько раз, а не один. Мелочь вроде, но мигающий красный стоп-сигнал и слепой увидит. Это очень важно, поскольку удар сзади для крохи, особенно хетчбэка или универсала, очень страшен своими последствиями. Если вы что-то высматриваете (ищете поворот, магазин) и замедляете ход, лучше включить аварийку. А при остановке и выезде с парковки она должна работать обязательно. Включать поворотники надо метров за 20-30 до маневра. Редкий водитель не уступит дорогу малышке.

Но самое главное правило: не залезать резко и неожиданно в каждый минимальный зазор в потоке других машин, даже если очень хочется.

Сбрось газ

Для маленьких машин опасны даже те крупногабаритные грузовики, которые идут по встречке. Чем? А тем, что они гонят перед собой сильную воздушную волну. Если дорога скользкая и узкая, а за городом они почти все такие, то воздушная волна запросто сбросит легковушку в кювет или, по крайней мере, так тряхнет, что мало не покажется. Избежать треволнений можно, снизив скорость. Особенно если встреча с грузовиком происходит на повороте.

При обгоне фуры на высокой скорости тоже надо быть предельно внимательным и как можно крепче держать руль. Оказывается, стена воздуха, создаваемая грузовиком, притягивает легкую машинку во время обгона и отбрасывает ее резко влево в момент его завершения.

Мокрая подушка

Малыши, не рассекайте по лужам. Это чревато аквапланированием, а оно может закончиться печально. Попадая на водяную пленку, колеса приподнимаются и как бы плывут. Управлять ими практически невозможно. При скорости 60-70 км/ч шины в какой-то момент почти не касаются асфальта, и начинается аквапланирование. Это случается во время сильного дождя, когда на дороге много луж. Если вы не сбросите газ в потоке воды на повороте, то рискуете оказаться в кювете, а на прямой трассе машину может вынести на встречку.

Цифры

Зарубежные и отечественные исследования показывают, что водители и пассажиры мини-авто, попавших в ДТП, страдают больше, чем те, что находились в момент аварии в большой машине.

Лидером стало авто Suzuki Liana, так популярное у россиянок. В 152 авариях серьезные травмы получили 235 человек, оказавшихся в салоне этой марки. В классе субкомпактов проиграл Kia Rio - 195 травм на 116 аварий, Toyota Yaris - 189 на 118. Для сравнения: в 153 автомобилях марки BMW-7, попавших в ДТП, пострадали всего 68 человек, а в удлиненной модели этой же марки на 153 аварии пришлось только 59 раненых. Список компактных авто, в которых люди получают травмы чаще всего, выглядит так: Ford Focus, Hyundai Elantra, Mazda 3, Honda Civic, Kia Spectra, Kia Pikanto.

Слепая фура

Самые современные зеркала бокового обзора имеют изъян: в них не видно ничего в так называемых мертвых, или слепых, зонах. Именно из-за них происходит большинство ДТП. Начинаются зоны примерно в 10-15 метрах позади автомобиля, идущего перед вами. В них и попадают неопытные водители малолитражек. Примерно так распределены мертвые зоны. (Для наглядности - рисунок.)


Если вы сидите в черной (1) или красной (3) машине, то утройте внимание: синее (2) авто может повернуть влево или вправо, и вы его стукнете. Особенно опасно попадать в мертвые зоны грузовиков и фур. Маленькую машину их водители не увидят и за 20-30 метров. Даже если вы стоите в своей, к примеру, правой полосе и собираетесь повернуть направо, то фура (4) может прижать вас к бордюру, зацепить левым бортом или колесом. Большие машины, особенно военные, лучше просто пропускать.

Вопрос - ответ

Публикация "ОСАГО без лицензии" (см. "Труд-7" от 02.04.09), в которой мы рассказали о мытарствах автовладельцев при получении выплат за ущерб от ДТП по страховому полису, вызвала много вопросов наших читателей.

- Куда обращаться, если у виновника ДТП полис ОСАГО куплен уже после того, как у его страховой компании была отозвана лицензия?

В суд по месту ДТП или по месту жительства виновника ДТП. Получив справку из ГИБДД, вы за свои деньги (от 2500 рублей) проводите независимую экспертизу, чтобы определить ущерб. На нее надо пригласить виновника ДТП - телеграммой. Российский союз автостраховщиков после этого обязан выдать вам извещение об отказе в компенсационной выплате в связи с тем, что полис ОСАГО виновника ДТП является недействительным. Приложив его к остальным документам, можно обращаться в суд. На сбор бумаг уйдет не меньше двух недель. Судебного заседания придется подождать примерно столько же.

- Что делать с полисом ОСАГО, если мою СК лишили лицензии?

Можно, конечно, перестраховаться в другой СК. Но это будет стоить денег. Скидка на новый полис небольшая, да и делается она не всеми компаниями. Поэтому остается ждать, когда закончится срок действия полиса. Если вы кого-нибудь "поцелуете", то не скрывайте от пострадавшего, что ваша СК разорена, а сразу посоветуйте идти в РСА. Сюда поступают документы компаний с отозванными лицензиями.

- Как сегодня не ошибиться в выборе СК и агента?

Сообщения о лишении лицензий публикуются в "Финансовой газете". Загляните в интернет. Если вы покупаете полис не в офисе (лучше, конечно, там), то не поленитесь позвонить в компанию или в РСА. Их телефоны указаны в полисе. Если никто не отвечает - лучше не покупать. Если дозвонились, то поинтересуйтесь, работает ли у них такой-то агент. Кстати, в будочках, которые облепили все гаишные пункты регистрации автомобилей, часто орудуют мошенники от ОСАГО. Кроме того, некоторые агенты разорившихся СК утаивают бланки полисов и продолжают их продавать исподтишка, причем долгое время.