За свет и воду можно не платить

Можете не платить за "коммуналку", если провели лето на даче, отдыхали на заграничных курортах или провели все три месяца в деревне у родственников. Если вы не жили в квартире более пяти дней, то можете требовать перерасчет на оплату услуг ЖКХ.

Такое право имеет каждый житель страны. Оно прописано в Постановлении "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (Раздел 6). Согласно документу, вы можете не платить за услуги ЖКХ, если ими не пользовались. Сюда входят холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и водоотведение. Если вы не потребляли их, то и не платите. Это касается тех, у кого дома нет счетчиков, ведь иначе жильцы и так платят ровно столько, сколько потратили. Право действует, если вы отсутствовали дома, где постоянно проживаете, более пяти дней. Тот период, который вы провели вне своего жилища, вам должны вычесть из расчета. За исключением дня отъезда и дня возвращения - это время включат в счет. Так, если две недели вы отдыхали на море или провели на даче, то платите только за полмесяца. Жилищные службы должны сделать перерасчет и исключить из платежки ровно половину суммы. Причем если из четырех членов семьи отсутствовал только один, то опять возможен перерасчет - нужно вычесть из суммы его долю.

Как получить перерасчет

Чтобы получить перерасчет, нужно подать соответствующее заявление в коммунальную службу. Это может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный кооператив. Одним словом, та структура, которая предоставляет вам коммунальные услуги. Сюда же надо принести документы, которые подтверждают, что вы не жили дома. Во-первых, это может быть копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные на работе. Во-вторых, справка о нахождении на лечении в санатории, профилактории и т.п. (выдается в санатории). В-третьих, проездные билеты (в оба конца), если на них указаны данные человека. В-четвертых, счета из гостиницы, общежития. В-пятых, временная регистрация. В-шестых, справка из организации, которая охраняет дом, где вы постоянно живете (например, из вневедомственной охраны). Седьмым пунктом следует формулировка "иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя". Например, дачники могут принести справку от председателя садоводческого товарищества.

Важно подать заявление на перерасчет не позже чем через месяц после приезда домой. Сам перерасчет коммунальная служба должна сделать в течение пяти рабочих дней.

Если вам отказывают

Около года многим россиянам отказывали в перерасчете. Дело в том, что 5 апреля 2008 года Министерство регионального развития направило письмо в жилищные службы страны. Им рекомендовали не делать перерасчет целому ряду граждан. Например, в их числе оказались те же дачники. В Министерстве посчитали, что справка от председателя садоводческого товарищества не является подтверждением того, что дачник все лето провел на своем участке. В итоге в коммунальных службах им перестали делать перерасчет. Недавно генеральная прокуратура провела проверку Министерства и выявила, что это нарушение прав граждан, так как противоречит федеральному законодательству.

"В шестом разделе постановления "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" указано, что подтвердить отсутствие дома можно "иными документами". А документом считается любая бумага, на которой есть реквизиты", - отметил юрисконсульт фонда "Институт экономики города" Дмитрий Гордеев. Во-первых, на нем должна стоять подпись должностного лица, который подтверждает факт отсутствия человека дома. Во-вторых, должна стоять дата создания документа. И последнее - печать той организации, к которой принадлежит должностное лицо. По сути, тот же председатель садоводов может взять обычный лист бумаги, подтвердить, что вы провели на даче столько-то дней, и проставить свои реквизиты. И это будет основание для перерасчета. Если же вам отказывают, ссылаясь на рекомендации Министерства (их никто не упразднял), то идите в суд или обращайтесь в прокуратуру. И тогда обязательно получите перерасчет.