Впервые попытку оценить состояние самых богатых бизнесменов основатель журнала Б. Ч. Форбс предпринял в 1918 году. Лидером стал Джон Рокфеллер с 1,2 млрд. долларов. Россияне в поле зрения издания попали в 1997-м - во всемирный рейтинг тогда вошли четверо наших миллиардеров. А в оглашенном вчера списке их оказалось уже 36.
Возглавляет его экс-глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский (15,2 млрд. долларов), за ним в первой десятке следуют Роман Абрамович (12,5 млрд.), Виктор Вексельберг (5,9), Михаил Прохоров (5,4), Владимир Потанин (5,4), Михаил Фридман (5,2), Владимир Лисин (4,8), Олег Дерипаска (4,5), Алексей Мордашов (4,5) и Вагит Алекперов (3,9). Состояния остальных 26 человек составляют от 1 до 2,9 млрд.
Самый богатый из российских миллионеров - хозяин Балтийской строительной компании Игорь Найвальт (950 млн.), Борис Березовский занимает лишь 47-ю строчку (620 млн.), а самый "бедный", 100-й, - бывший топ-менеджер "ЛУКОЙЛа" Ралиф Сафин (210 млн.), уже оставивший бизнес, инвестировавший часть денег в недвижимость в Восточной Европе и купивший сочинскую футбольную команду "Жемчужина".
Среднестатистический портрет бизнесмена из этого списка, по словам главного редактора русского Forbes Павла Хлебникова, выглядит примерно так: москвич, получивший высшее образование в столице, начинавший свое дело с продажи компьютеров, состоящий во втором браке.
У самих героев русской "Золотой сотни" расследование Forbes вызвало возмущение. Не иначе, им припомнился инцидент, происшедший год назад в Китае, когда после публикации аналогичного списка некоторыми из самых богатых всерьез занялись правоохранительные органы. Поэтому, наверное, многие из наших толстосумов сразу же решили откреститься от своих капиталов - мол, неправильно посчитали, не наше это. "Рейтинг утратил связь с реальностью, происхождение цифр носит совершенно спекулятивный характер, методика окутана мраком. Почему эти цифры? Почему эти люди? Нет ответа", - высказался за хозяев "Сибнефти" начальник департамента общественных связей компании Алексей Фирсов. Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун (1,7 млрд. долларов, по версии Forbes) утверждает, что не все акции, которые записаны на него по международной отчетности компании, на самом деле принадлежат ему: "На часть из них я просто имею влияние, но не владею ими, поэтому на самом деле мое состояние значительно меньше того, что указывает Forbes. Эти акции никогда не будут проданы и держатся для управления компанией".
Но каким все-таки образом эксперты Forbes определяли содержимое "самых толстых" российских кошельков? Ведь еще в феврале в списке мировых богачей числились только 25 россиян? Что за "взрыв"? Такие вопросы больше всего интересовали журналистов, собравшихся на пресс-конференцию, посвященную опубликованию русской "Золотой сотни".
- Рейтинги самых состоятельных людей мы составляем не для того, чтобы удовлетворить людское любопытство, - говорит П. Хлебников, - а чтобы изучить состояние рынка, бизнеса. Поэтому мы принципиально не касаемся тех, кто трудится в государственных структурах. А при определении состояния богатейших людей в России нам пришлось столкнуться со многими трудностями: структура собственности большинства крупных компаний непрозрачна, многие фигуранты рейтинга управляют такими разветвленными бизнес-империями, в конструкции которых разобраться очень трудно. А большинство предприятий вообще сообщает о себе лишь минимум информации. Да и сами участники "Золотой сотни" не могут определить точный размер своих капиталов - они часто записывают акции своих предприятий на родственников. Подобные проблемы существуют и в других странах, но не в таких масштабах, как в России. Тем не менее источники для информации все равно находятся: конкурент расскажет или партнер проболтается...
В общем, наших толстосумов считают и пересчитывают.