БЕРЕГИСЬ ВОДИТЕЛЯ НА "ОКЕ"

Документ получился объемный (более 100 страниц), но среднему российскому автовладельцу достаточно знать из него не так уж много.

Базовый тариф для "физического лица" - собственника легковой автомашины утвержден в размере 1980 рублей. Далее начинаются коэффициенты. Первый - региональный. Для Москвы - 2, Санкт-Петербурга и наиболее крупных районов Подмосковья - 1,8, для Ленинградской области и остального Подмосковья - 1,6. Жители республиканских, краевых и крупных областных центров получают коэффициент 1,3, городов поменьше - 1, городков с населением от 10 до 50 тысяч жителей - 0,6, остальных поселков, деревень и хуторов - 0,4.
Второй коэффициент зависит от мощности машины (хотя ГИБДД-ГАИ и утверждало, что зависимости между мощностью автомобиля и его аварийностью не просматриваются). В наиболее выгодном положении окажутся владельцы "Оки" и похожих машин с мощностью двигателя до 50 л.с. - им установлен коэффициент 0,5. Далее идет коэффициент 0,7 - для машин с мощностью двигателя от 51 до 70 л.с. При мощности от 71 до 95 л.с. (все машины ВАЗа, кроме 16-клапанных) коэффициент - 1, более мощным (до 120 л.с.) установлен коэффициент 1,3. Далее идет 1,5 - до 150 л.с., 1,7 - до 200 л.с. и 1,9 - для самых мощных.
Третий коэффициент зависит от водительского стажа и возраста. Получил права менее двух лет назад - коэффициент 1,3, если ты моложе 22 лет, и 1,15 - если старше. Если же стаж у водителя более двух лет, но ему менее 22, коэффициент составит 1,2.
Четвертый коэффициент вступит в силу с 2004 года, ибо он будет учитывать аварийность водителя. При первом заключении договора обязательного страхования каждому автовладельцу будет присвоен класс 3, что эквивалентно коэффициенту 1. При этом для всех жизнь начнется "с чистого листа" - предыдущая водительская история не учитывается. В случае безаварийной езды в течение года автовладелец перейдет в 4-й класс и получит коэффициент 0,95, затем в 5-й (0,9) - и так до 13-го (0,5).
Но по этой "лестнице" можно двигаться и в другую сторону. Одна совершенная авария в течение года ведет к понижению класса на единицу и получению коэффициента 2-го класса - 1,4. Далее можно попасть в 1-й класс, где коэффициент 1,55, и даже в "нулевой", получив коэффициент 2,3. А можно и вовсе получить класс М с коэффициентом 2,45. Для этого достаточно в первый год действия договора об обязательном страховании стать виновником двух и более аварий.
Правда, автомашину можно застраховать "безлично" - без указания персоналий и числа водителей, которые будут на ней ездить. В этом случае на машину устанавливается коэффициент 1,5.
И последнее. Если кто-то, читая эти строчки, уже перемножил на себя все эти коэффициенты и пришел в полный ужас, он может успокоиться. Каким бы "аварийщиком" ни был автовладелец, на каком бы супермощном автомобиле он ни ездил и т. д., предельный коэффициент в любом случае не может превысить 3. То есть максимальная цена, которую придется платить за ОСАГО, - 5940 рублей.
Вспомним, однако, что полгода назад разговоры шли совсем иные: мол, из-за массовости тарифы будут низкие - долларов 20 - 30, не больше...