Рожденным в мае, гласит сомнительное народное поверье, суждено всю жизнь мыкаться и маяться. Шесть лет тому назад именно в мае был подписан Основополагающий акт Россия - НАТО, подводивший черту под официально провозглашенным недоверием и неприятием СССР как "империи зла", не существовавшей к тому моменту более пяти лет. Затем в 2001 году возник Совет Россия - НАТО в формате "двадцатки", пришедший на смену формуле 19 плюс 1, на которой строился прежний Совместный постоянный совет Россия - НАТО, не сумевший пережить бомбардировки сербских городов американской авиацией. Вопреки опасениям, что наше партнерство с альянсом обречено на маету, в высказываниях российских должностных лиц звучало чувство глубокого удовлетворения тем, что достигнуто и что еще предстоит достичь.
Только в текущем году подписан рамочный договор с НАТО о сотрудничестве в области спасения экипажей аварийных подводных лодок (февраль), изучается проект представленного (апрель) меморандума об оказании альянсом помощи в утилизации российских противопехотных мин, а если опыт будет удачным, то договоренность распространят и на другие виды боеприпасов. Продвигаются вперед консультации по совместным методам борьбы с распространением оружия массового уничтожения и средств доставки. Словом, все эти "кирпичики" в здание безопасности, именуемой глобальной, ложатся на весы, определяющие полезность нашего "партнерства ради мира".
Не случайно, выступая на заседании, Игорь Иванов, глава дипломатического ведомства, предложив проводить заседания Совета Россия - НАТО на уровне министров дважды в год, резюмировал: "Отношения России с НАТО стали одной из несущих конструкций в области международной безопасности". В свою очередь, другой Иванов - Сергей Иванов, глава военного ведомства, также оптимистично подытожил: "Запланированные и уже реализованные шаги в рамках плана сотрудничества между Россией и НАТО свидетельствуют о новом качестве отношений между ними".
Обоим Ивановым не уступал по масштабу своего исторического оптимизма и генсек НАТО. Накануне на пресс-конференции Джордж Робертсон не стал по причине расчетливой деликатности огорчать тех, кто поинтересовался: а не может ли и Россия вступить в ряды альянса? Ответ соответствовал логике старой школы британской дипломатии: никогда не говори "никогда". Лорд Робертсон отослал вопрошавшего к последним 15 годам перемен в мире и заметил, что сам он убедился: "Реальность обгоняет самые смелые прогнозы".
Вместе с тем нельзя было закрыть глаза на то обстоятельство, что нынешний слет натовских послов прошел на фоне разлада между западными участниками альянса по вопросу об "экспорте демократии" в Ирак. А также с явной оглядкой на триединую тактику Джорджа Буша в отношении стран-"отказников", не поддержавших смену режима в Ираке, тактику, предполагающую наказать Францию, проигнорировать Германию и простить Россию. Поэтому обсуждение "актуальных вопросов безопасности в евроатлантическом регионе" имело не столько практическое, сколько символическое значение.
Требовалась демонстрация того, что разногласие по "частностям" не подрывает "общего" единения. И эта трудно выполнимая миссия в основном удалась участником московского мини-саммита, послужившего репетицией перед петербургским большим сбором.