Чего добиваются дальнобойщики
Третью неделю продолжается протест дальнобойщиков, и, по их утверждению, он ширится. Но каковы его реальные масштабы? Накануне стачки в Объединении перевозчиков России (ОПР) предполагали, что в ней примут участие около 10 тысяч водителей большегрузов из 50 регионов. К 10 апреля водители фур решили сами себя сосчитать. Но это оказалось не так просто.
По словам лидера ОПР Андрея Бажутина, ни ГИБДД, ни Минтранс не знают, сколько вообще машин задействовано на грузоперевозках. «Точных цифр нет. Где-то машины на стоянках, где-то в протестных колоннах. По всей России сегодня бастуют примерно 60% водителей грузовых фур». Есть города, где фуры стоят в гаражах, а на обочине — одинокий грузовик, обклеенный транспарантом против «Платона», который, вопреки известной крылатой фразе, никому не друг.
Звоню знакомому дальнобойщику Анатолию Шилову прямо в кабину. Он объясняет: «Все больше водителей понимают, что если сейчас отмены «Платона» не добиться, то будет только хуже, платить «Платону» — убийственно. Андрей Бажутин проехал Дагестан, Осетию, Кабардино-Балкарию, Ставропольский край, Чечню, и стало ясно, что почти все стоят. Мы ездим по регионам, ходим по магазинам и видим, как отражается стачка: в магазинах свежих фруктов и овощей или нет, или ощущается нехватка.
Сейчас мы в Нижнем Новгороде. Колонна из восьми машин — на Дзержинском повороте, тут больше поставить некуда. Да у нас и не было задачи всех выводить на улицу, в основном фуры на стоянках. Одиночные пикеты стоят по городу, если в сторону Казани ехать. И вчера выставили пикет прямо у Минтранса. Нижегородский водитель Александр Таскин пригнал сюда свой грузовик с нашими лозунгами. Проезжающие сигналят, прохожие выражают слова поддержки.
В Челябинске и в Иркутске были случаи, когда полиция вменяла участникам стачки статью 20.2 (организация митинга), гоняла с места на место под надуманными предлогами. В целом же власти заняли выжидательную позицию. Но мы намерены получить внятный ответ на свои вопросы. Семья? Семья меня поддерживает, но, конечно, страдает: что супруга зарабатывает, на то семья и живет. Больше дохода нет...»
Андрей Бажутин, лидер Объединения перевозчиков России, представляет картину протестов по тому, что видел своими глазами. «Могу сказать по тем регионам, которые объехал. Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия стоят на 95%, Черкесия — на 80%, Ставрополье — наполовину. В Петербурге порядка 800 машин по стоянкам... На сегодняшний день по всей России стоят до 60% грузовых машин. Самые оживленные направления Петербург — Москва и Новороссийск — Москва потеряли примерно две трети трафика».
Как власти борются с «протестантами»? Где-то, как на Кавказе, демонстрируют мускулы, используя подразделения Национальной гвардии. А где-то и «маленькими хитростями».
«Сегодня в Ростове, когда мы утром пришли на стоянку, обнаружили заклеенные скотчем номера, — продолжает рассказ Бажутин. — А на выезде нас уже поджидала машина ГИБДД. Думали, мы не заметим заклеенный номер и нас лишат водительских прав. А под заклеенным номером еще цифры затерли, чтоб они не читались. Нас за это уже несколько раз штрафовали. А когда проходила встреча с ростовскими дальнобойщиками — мирно, спокойно, без плакатов, по нашей теме, — к нам подошел подполковник полиции Малявко и сказал, что разговаривать можно не на все темы — затрагивать вопросы политики нельзя. А мы всего лишь требуем, чтобы правительство нас услышало, никаких основ не подрываем. Почему вы нам рот затыкаете? Кончилось тем, что меня отвели в сторонку и посоветовали быстрее покинуть Ростовскую область...»
Чего они, дальнобойщики, хотят? Чтобы представители правительства встретились с реальными перевозчиками, с представителями всех объединений и регионов — для обсуждения назревших проблем отрасли. Должны быть созданы рабочие группы. «Платон» нужно приостановить, Минтранс должен выработать пути решения проблемы — это, как подчеркивают дальнобойщики, его прямая задача. «Наша позиция: система сбора средств за проезд по федеральным трассам «Платон» должна быть либо полностью отменена, либо ее следует реорганизовать под иностранных перевозчиков, не включая туда российских, и передать под государственное управление», — говорит Бажутин.
А еще он просит различать их, представляющих российских дальнобойщиков, от фейковых перевозчиков, мелькающих на телеэкранах и круглых столах, но никого в отрасли не представляющих и никем не уполномоченных. Эти люди уже «порешали вопросы» на встрече с Дмитрием Медведевым — да так, что это совершенно не устроило реальных водителей фур. Как отмечает Бажутин, сейчас хватает «засланных казачков» в разных регионах, которые пытаются убедить водителей: «Все, отменили «Платон», поехали!» «Ну да мы это все проходили, ребята взрослые. Будем стоять на своем», — заключает Андрей.
А в это время
Парламент Татарстана на этой неделе рассматривает законопроект об отмене «Платона» и, если утвердит, может направить его в Госдуму. А в 34 регионах РФ замечены перебои с поставками продуктов. Об этом премьеру Дмитрию Медведеву сообщила Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП). Организация выразила обеспокоенность ситуацией, сложившейся из-за всероссийской стачки водителей большегрузов. ОЗПП просит правительство принять «самые энергичные меры» по недопущению надвигающегося кризиса.