У российского футбола появилась «Стратегия-2030». Теперь заиграем?
Итак, Российский футбольный союз (РФС) утвердил новую программу развития — «Стратегию-2030». По ней всего-то через 13 лет футбол в стране станет «общенациональным увлечением», сборная будет блистать на крупнейших турнирах, а клубы завоюют «значимую долю международной аудитории». Знаем, проходили: в России регулярно издаются подобные опусы, у которых одна лишь цель: подальше отодвинуть срок реализации всех и всяческих планов, чтобы никто не отвечал за пустословие...
С начала 2010-х сборная России спикировала из первой десятки мирового рейтинга на 61-е место, телерейтинги премьер-лиги упали с 5 до 2-3 млн зрителей, средняя посещаемость стадионов сократилась с 13 до 10 тысяч человек (несмотря на новые арены в Москве, Казани, Краснодаре, Грозном, Махачкале), десятки клубов «умерли» от безденежья (так, во втором дивизионе восточнее Волги осталось лишь 15 команд. И это на территории, где проживает более 50 млн человек ). Страна все безразличнее к спорту номер один, а близкий ЧМ-2018 несет нам больше тревог, чем надежд.
А что же РФС? Долгие годы его деятельность — что во главе с «вечным председателем» Виталием Мутко (2006-2010, 2015 — н. в.), что с мечтателем Сергеем Фурсенко (2010-2012), что с упрямцем Николаем Толстых (2012-2015) — сводилась к назначениям и увольнениям тренеров сборной. Маловато для организации с сотней сотрудников в штате и филиалами во всех регионах. «Мы с 2008-го зачехлили развитие футбола, пустили на самотек. Надо сегодня признать, что мы этим не занимались», — сообщил год назад господин Мутко.
Но, вернувшись в РФС, он пошел по накатанным рельсам: добыл для сборной тренера Леонида Слуцкого, от которого так же решительно избавился после оглушительного провала национальной команды на Евро-2016. Вот и вся стратегия... Зато теперь документ презентован. Первая, красочная версия была изготовлена пиарщиками из США за 250 тысяч евро. Потом над документом корпели секретари РФС, и он принял вид традиционного чиновничьего доклада об отдельных недостатках, мешающих поступательному движению вперед. Найти «Стратегию» можно, лишь хорошенько полазив в интернете.
Такая скромность создателей документа понятна. Возьмем провозглашенные цели. И увидим, что на ЧМ-2018 у страны-хозяйки нет задач — напротив, предполагается действовать «независимо от результатов национальной сборной». Как тут не вспомнить господина Фурсенко, сулившего победу России на домашнем чемпионате (сегодня вслух сказать об этом позволительно лишь человеку с неустойчивой психикой, да и то в период весеннего обострения). Николай Толстых говорил о четвертьфинале. Теперь все амбиции отброшены — играйте, мол, как можете.
В критерии уровня российского футбола в «Стратегии» почему-то выдвинуто место страны в клубном рейтинге УЕФА: в 2030-м мы должны утвердиться на 5-й строчке. Но что это за цель? В этом рейтинге мы и сегодня значимся на 6-м месте, но сказать, что наши клубы вошли в разряд ведущих в Европе, не может даже законченный оптимист.
В остальном задачи программы выглядят набором банальностей и общих фраз про «положительную динамику», «стандарты эффективного управления» и т. п. Здесь значится и пункт про сплочение страны вокруг «мотивированной сборной России» — очень даже в духе времени.
А вот с конкретикой похуже. Целевые показатели «Стратегии» сократились: в «американской» версии документа планировалось к 2030-му увеличить аудиторию футбола с 20 до 70 млн, заполняемость трибун — с 45 до 90%, число региональных академий — с 19 до 80, число тренеров на 100 футболистов — с 2,6 до 7. Теперь заявлено лишь увеличение с 1,8 до 7% доли населения, занимающегося футболом (поди ее посчитай!), с 20 до 50 — число регионов, где футбол признан базовым видом спорта. Налицо игра в поддавки.
Что еще? Предполагается сокращение численности премьер-лиги (14 клубов вместо 16), наполнение второго дивизиона (ПФЛ) любительскими командами взамен «умерших» профессиональных. Подобное жонглирование клубами, форматами и турнирами затевалось не раз. Но это ближе к имитации деятельности. Помните, какие надежды связывались с лимитом на легионеров — считалось, что благодаря ему от кандидатов в сборную не будет отбоя. Теперь в «Стратегии-2030» говорится о том, что лимит вредит нашему футболу, раздувая зарплаты игроков с российским паспортом. Но ведь все эти аргументы звучали и перед принятием решения! Теперь РФС собирается изменить схему легионеров: с «6+5» на поле на «10+15» в заявке. В 2014-м, напомню, РФС уже вводил такую схему, но Виталий Мутко выступил против... Что это, как не топтание на месте? А ряд мер планируется реализовать только к 2030 году. Когда, видимо, и падишах, и ишак придут к согласию?
Президент Владимир Путин несколько раз призывал госкомпании умерить траты на футбол (что, впрочем, игнорируется: связанный с «Газпромом» «Зенит» набирает ход на трансферном рынке, убыточный Внешэкономбанк взялся помогать ЦСКА). В «Стратегии-2030» тема получила развитие: корнем бед спортивных и организационных называется госфинансирование клубов. Поставлен даже вопрос о введении финансового фейр-плей (запрета на расходы сверх заработанной суммы) в первом дивизионе (ФНЛ).
Хотя тут же в документе признается, что с государственной иглы футболу не слезть: «Слабый потребительский рынок России не позволит клубам существовать автономно».
А привлечь частный бизнес в футбол чем дальше, тем труднее. Свободных денег мало, а гарантий и того меньше. «По идее, инфраструктура для клубов должна строиться на частные средства. Но инвесторам должны быть предоставлены преференции и надежная почва для деятельности, включая защиту частной собственности. У нас с этим плохо. Да и перспективы окупаемости не видны», — рассказал глава Международной школы спортивного менеджмента Максим Белицкий «Труду».
Поднять массовость футбола в стране до международных стандартов еще труднее. Вот несколько цифр для сравнения. Любительских команд у нас в 80 раз меньше, чем в Германии (2 тысячи против 160 тысяч), тренеров международного уровня — в 41 раз (528 против 21 731). Кстати, немцы в свое время сделали ставку на детский футбол: ввели бесплатные занятия в спорт-школах, наняли скаутов, которые отслеживали выступления 14 тысяч юношей по всей стране. Подобным образом действует Австрия, где запущена программа отбора талантливых футболистов от 15 до 21 года. В Исландии при каждой школе построили по пять крытых полей, и число занимающихся футболом достигло 7% населения страны. А в Китае уроки футбола вводятся в общеобразовательных школах, к 2025 году планируется построить при них 50 тысяч полей...
Нам до таких показателей — как до Марса пешком. И никакие «стратегии», подготовленные заезжими пиарщиками, не помогут.
P.S. В 2013-м в РФС с помпой принимали «Стратегию-2020». Там шла речь о создании единой системы подготовки сборных, о развитии массового и детского футбола, модернизации футбольной инфраструктуры. В «Стратегии-2016» говорилось про «создание привлекательного футбольного продукта для зрителей, телевидения, рекламодателей, инвесторов», прививание публике понятий «любовь к футболу» и «семейный футбол»... Подводились ли итоги исполнения программ? Анализировались ли сбои? Вызывались ли на ковер ответственные? Нет, нет и нет. А футбольный «стратег» Виталий Мутко в своей стихии: принимает программы и выступает с речами навроде этой: «Будут усиливаться качественный лимит, требования к доморощенным игрокам. В этом плане мы будем двигаться, усиливая децентрализацию. Мы рассчитываем, что появятся новые формы и методы»... С чего они вдруг появятся, Виталий Леонтьевич?