О дефицитном бюджете и честности к людям
14 апреля ожидалось очередное совещание по выполнению «майских указов» 2012 года. Владимир Путин намеревался услышать от членов кабинета, как выполняются поручения президента в экономике и социальной сфере. Но, видимо, к докладу министры оказались не готовы.
Напомним, что в этих документах правительству было дано 218 поручений: 151 на 2012–2013 годы и 67 – на последующие пять лет. Все направлены на подъем уровня жизни граждан «за счет более эффективного государственного управления и качества работы госсектора».
Через год премьер Дмитрий Медведев публично заявил о 40% исполненных поручений. Еще через полторы недели на сайте правительства появилось 73%. «Плавающие» проценты вызывали подозрение, что цифры притянуты за уши. Президент собрал кабинет и устроил нагоняй. Врачам выделили средства на повышение зарплаты в первичном звене, а до медицинских работников они не дошли. Многодетным семьям передали более 54 тысяч земельных участков, но в неудобьях, а процедура оформления по-прежнему забюрократизирована. И так далее.
Президент предупредил министров о персональной ответственности, потребовал, чтобы указы стали не «довеском к планам» работы правительства, а «базой и стратегией деятельности». А со временем поручил контроль за выполнением указов ОНФ. «Поставленные в майских указах задачи весьма напряженные, но исполнимые, если действовать по уму», – заявил Владимир Путин на встрече с активом «фронтовиков». А Главное контрольное управление (ГКУ) президента объявило, что будет снимать с контроля только те поручения правительству, на выполнение которых было получено заключение ОНФ.
Между тем ситуация в стране усложняется, экономика продолжает идти на спад – в том числе из-за угрозы экономических санкций. Но в президентских указах записаны жесткие требования поэтапного повышения благосостояния населения – в основном из региональной казны: за 2012 год средняя зарплата учителей должна была сравняться со средней по региону, в 2013 году такой же должна была стать зарплата воспитателей детских садов, а к 2018 году – зарплата работников ПТУ, колледжей и учреждений культуры. А врачи, преподаватели вузов и научные сотрудники через четыре года должны стать вдвое богаче.
На все это нужны деньги. По расчетам агентства Standard & Poor’s (S&P), из-за майских указов уже в 2014 году расходы консолидированных региональных бюджетов вырастут на 7%, а в 20 регионах – более чем на 10%. В 2015 году среднее увеличение расходов по отношению к предыдущему году составит еще 10%.
Но казна регионов в основном наполняется двумя налогами: на прибыль и на доходы граждан. А прибыли становится все меньше. Зато растут долги региональных бюджетов. В феврале министр регионального развития Игорь Слюняев заявил, что консолидированный долг субъектов РФ на 1 января 2014 года составил внушительные 1,738 трлн рублей. С дефицитом завершили прошлый год 77 регионов из 83 (93%), годом ранее – 67. В нынешнем году на выполнение указов регионам, по их собственной оценке, не хватает 946 млрд рублей из общей потребности в 2,6 трлн рублей.
Тем не менее многие регионы берут взаймы на реализацию перспективных проектов, которые в будущем принесут серьезные дополнительные доходы. «Дефицитный бюджет не значит, что он неэффективный, – говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. – Это моя принципиальная позиция. Я 17 лет работаю и всегда принимаю дефицитный бюджет. Считаю, что принимать бюджет с профицитом – это нечестно к своим людям. Бюджет всегда должен быть напряженным».
И действительно, по оценке Минэкономразвития, Калужская область сегодня считается в России одной из самых быстроразвивающихся. Однако таких немного. Министерство ведет свой рейтинг регионов – по созданию комфортной среды для бизнеса. Оценка идет по 21 критерию, и, по словам замминистра Сергея Белякова, только в пяти-семи регионах достаточно внимательно относятся к бизнесу, в остальных этим не занимаются. «Многие губернаторы говорят, что им поставили задачу – выполнять майские указы президента, а остальное их не волнует»,– утверждает замминистра.
Однако региональные власти ссылаются также на ограниченность своих прав и возможностей. Их поддерживает Совет Федерации. «Регионам надо дать глоток воздуха, чтобы они могли реально управлять бюджетными процессами, а не жить по принципу: что даст Москва с барского плеча, тем и распорядимся», – заявляет спикер верхней палаты Валентина Матвиенко.
Правительство услышало призывы и внесло законопроект о механизме передачи федеральных полномочий на региональный уровень. Как ожидается, на следующей неделе эта революционная идея будет обсуждаться в Госдуме в рамках отчета правительства перед депутатами. «Нужно хорошо подготовиться, – сказал вчера премьер. – Тем более что такого рода мероприятие – весьма показательное с точки зрения необходимости более открытой работы органов исполнительной власти и вообще власти в целом».